Танцевала с детства
Родилась будущая балерина 20 ноября 1925 года. Ее мать — выпускница ВГИКа — была актрисой тогда еще немого кино и снималась под именем Ра (Рахиль) Мессерер. Отец Михаил Плисецкий по специальности был горным инженером. В начале тридцатых годов его назначили генеральным консулом и начальником угольных рудников на Шпицбергене.
Нет ничего удивительного в том, что любовь к танцу обнаружилась у девочки с ранних лет. Важное место в творческой биографии Майи Плисецкой заняла учеба в хореографическом училище у педагогов Большого театра Долинской, Гердт и Вагановой.
В 14 лет юная балерина уже станцевала «Умирающего лебедя». Постановщиком была ее тетя Суламифь, вдохновленная пластичностью рук своей племянницы. За свою жизнь Плисецкая станцевала эту роль несчетное количество раз: под аккомпанемент скрипки, под виолончель Ростроповича, под пение Монсеррат Кабалье. И всегда это было по-разному. Она подолгу наблюдала за величавыми птицами: их взмахом крыльев, наклоном головы, чтобы затем воплотить этот образ на сцене.
Чуть не ушла из театра на пике карьеры
Училась Майя Плисецкая упорно, с большим усердием. Но тридцатые годы — годы репрессий — разрушили счастье юной балерины. Был арестован и расстрелян отец, арестована и направлена в ссылку мать. Ее приютила та же тетя — Суламифь. Несмотря на ужасы тех лет, театр жил своей жизнью. Юной балерине доверили партии в «Спящей красавице» и «Снегурочке». Она исполнила роль Заремы в «Бахчисарайском фонтане», станцевала партию Царь-девицы в «Коньке-горбунке».
В пятидесятые годы талант ее продолжает развиваться, она получает ведущие партии и в других балетах. Однако своенравный, независимый характер и наличие родственников-эмигрантов в США делали ее невыездной. За ней колесила по городу машина КГБ. Творческая биография Майи Плисецкой едва не завершилась: она предъявила ультиматум руководству театра в письменной форме и в отчаянии уволилась. Через какое-то время балерину вернули в театр.
Ей откровенно намекали на необходимость «покаяться», «признать свою вину». Она упорно молчала. Однако даже в этой обстановке всеобщей травли держалась независимо.
Не имея возможности покупать хорошую одежду во время зарубежных гастрольных поездок, как это делали ее многие коллеги, Майя Плисецкая гастролировала с небольшой частью труппы по стране. Заработанные таким образом деньги балерина тратила у фарцовщицы Клары, втридорога продававшей импортные вещи. Все восхищались красотой и грацией примы-балерины, а она для того, чтобы поддержать свой статус, шла на ухищрения, перекраивая изношенное каракулевое манто и щеголяя в нем потом, как королева.
Встретила будущего мужа на балете
Со своим будущим мужем Родионом Щедриным Плисецкая встретилась впервые в доме Лили Брик. Но влюбился в нее он спустя три года, когда шла работа над его балетом «Конек-горбунок».
Майя репетировала у станка в облегающем трико «от Клары», в которое теперь одеты все балерины и гимнастки, а тогда этот костюм был только у нее. Щедрин позднее признавался, что его поразили великолепные формы Майи, и он предложил ей встретиться. Поженились они уже через полгода после той репетиции, в 1958 году.
Если творческую биографию Майи Плисецкой во многом определил ее нелегкий характер, то в остальных вопросах она демонстрировала поразительную покладистость. Родион Щедрин в одном из интервью признался: «Нас просто свел Господь, мы совпали. Мне с Майей просто. У нее есть одно потрясающее качество: она отходчива, замечательно отходчива! По-моему, это одно из условий долгой семейной жизни: женщина не должна таить обиду на близкого человека».
Еще в начале совместной жизни произошел такой случай. В гостях был дядя Щедрина. Собирались пить чай. Родион, в ожидании Майи, уронил торт. Ее реакция была почти нулевой: уронили и уронили. После чего дядя решительно одобрил выбор племянника.
Вкладывалась в творчество до конца жизни
Ей всегда хотелось танцевать Кармен, и Родион Щедрин написал специально для нее музыку к балету, который она танцевала, пока не ушла со сцены. Правда, министр культуры Фурцева, после премьеры возмущенно заявила, что из «героини испанского народа сделали женщину легкого поведения», но балет удалось отстоять. Майя Плисецкая признавалась не раз, что благодаря Щедрину она так долго оставалась на сцене. На каждый ее юбилей Щедрин дарил своей любимой балет.
Ей доставляло удовольствие искать молодые таланты. Ради Светланы Захаровой вернулась в Большой театр, чтобы помочь с постановкой «Кармен-сюиты». Поддержала школьницу Полину Симеонову, увидев на конкурсе, и «благословила» балерину Людмилу Коновалову, убедив в том, что ее ждет международная сцена. Она скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Она завещала развеять свой прах вместе с прахом супруга над Россией.