Уроки любви: Людмила Гурченко

Эту актрису называли женщиной-фейерверком, русской Марлен Дитрих. Тем не менее она была неповторима и талантлива во всем, как истинно одаренные люди. О ее внешности ходили легенды. И в шестьдесят, и в семьдесят она была все так же легка и изящна. О любимой миллионами зрителей Людмиле Марковне Гурченко рассказывает «Леди Mail.Ru».

Эту актрису называли женщиной-фейерверком, русской Марлен Дитрих. Тем не менее она была неповторима и талантлива во всем, как истинно одаренные люди. О ее внешности ходили легенды. И в шестьдесят, и в семьдесят она была все так же легка и изящна. Ее судьба складывалась порой счастливо, порой сложно. Она боялась своей уязвимости и, словно роза, выставляла шипы, скрывая за внешней жесткостью ранимую душу. О любимой миллионами зрителей Людмиле Марковне Гурченко, и ее уроках любви и жизни рассказывает «Леди Mail.Ru». 

Кадр из фильма "Аплодисменты, аплодисменты…", "Ленфильм", 1984
Кадр из фильма "Аплодисменты, аплодисменты…", "Ленфильм", 1984

Помнить, что все познается в сравнении

Людмила Гурченко родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Отец, Марк Гаврилович, бывший шахтер, заработавший две грыжи и впоследствии ставший музыкальным работником, играл на баяне, а мама, Елена Александровна, часто появлялась на сцене вместе со своим супругом. С отцом маленькую Люсю связывала особенная, нежная дружба. Пять с половиной мирных лет безмятежного детского счастья были прерваны войной. Отец, несмотря на свою инвалидность, ушел на фронт. Люся с матерью остались в Харькове, который скоро оккупировали фашисты. В детской памяти незаживающей раной остались страшные сцены казни местных жителей. Она вспоминала позднее, как ее, уткнувшуюся в мамин живот, разворачивал немецкий офицер и заставлял смотреть на повешенных. Зимой было особенно голодно. Однажды, увидев, что немцы наливают детям остатки своего обеда, Люся прибежала с маленькой кастрюлькой. Спастись от голода ей помог совет отца, который потом не раз использовала Гурченко в фильмах: артист должен находить способ «выделиться» из толпы. Девочка запела. Кастрюльку в качестве поощрения немцы ей заполнили до краев.

Поэтому: проблемы становятся мелкими и незначительными при ближайшем рассмотрении, если сравнить их с другими, более серьезными. В минуты уныния или отчаяния неплохо подумать о том, что есть люди, которые находятся в более трудных обстоятельствах и при этом не теряют оптимизма.

Отрицательный опыт дает положительный результат

После освобождения города войсками Красной Армии девочка пошла в школу, а затем и в Харьковскую музыкальную школу имени Бетховена. Получив аттестат, она, прихватив с собой аккордеон, а также платье и туфли, подаренные отцом, отправилась покорять Москву. Мечтая сниматься в фильмах, Гурченко успешно поступила в Театральный институт им. Щукина и на актерский факультет во ВГИК, но выбрала последний.

Слава на нее, двадцатилетнюю студентку-третьекурсницу, обрушилась, когда на экраны вышел фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где она сыграла одну из главных ролей. Это было и началом нелегких испытаний «медными трубами». «Немедленно со всех киностудий полетело множество приглашений. И, как водится, в основном приглашали играть более бледные копии героини. Силы воли, а может, и понимания, что надо отказываться от подобных ролей, не хватало», — пишет об этом творческом периоде актрисы Эльдар Рязанов. Не сразу, но Людмила Гурченко поняла, что успех в «Карнавальной ночи» — всего лишь аванс, данный судьбой, за который придется платить. Во время съемок фильма «Девушка с гитарой» ее вызвал к себе министр культуры СССР Николай Михайлов и предложил сотрудничать с КГБ во время VI Международного фестиваля молодежи и студентов. Она отказалась. Началась травля, формально связанная с ее участием в актерских «халтурках». Молодую актрису обвиняли в «капиталистическом подходе к искусству». Перестали снимать. «Эти годы меня закалили. В них заключены начала, которым потом суждено вылиться на экране в ролях женщин, прошедших испытания жизнью. Зато теперь я знаю, что, пройдя сквозь самое невозможное, можно перенести все. И все перенеся, человек может быть даже счастлив. Главное — суметь не растерять остатков доброты, человечности и душевного тепла», — признавалась потом актриса.

Поэтому: трудности, которые неизбежно встречаются в жизни, могут сломать, но могут и сделать мудрее, опытнее. Они дают возможность научиться понимать других людей, избежать повторных ошибок. Ведь на одни и те же грабли, как правило, дважды не наступают.

Трезво смотреть на избранника

Она была красивой, сильной, иногда слишком прямой. Но за внешней резкостью скрывалась другая Гурченко, в фильмах которую увидеть было невозможно. «Поработав с актрисой, общаясь с ней ежедневно, я хорошо изучил ее характер. Она много натерпелась в жизни и частенько ставила этакий заслон между собой и человеком, которого не хотела пускать в свой внутренний мир», — писал о ней в своей книге Эльдар Рязанов. Возможно, это, как и невольное желание видеть в мужчине-избраннике своего отца, мешало ей быть до конца счастливой.

Людмила Гурченко шесть раз была замужем. Первый брак с режиссером Василием Ордынским был самым коротким, всего год они прожили вместе, Люся была тогда совсем юной — 18 лет. От второго брака с Борисом Андроникошвили родилась ее единственная дочь Маша. Но брак распался спустя три года. «Как-то я прочитала в интервью ее подруги, мол, Люсю доконали измены мужа. Знаю только одно, мама при разводе на алименты не подавала», — рассказывала дочь.

Шикарные платья актриса шила себе сама, на машинке фирмы «Зингер», с которой они кочевали по квартирам. С Александром Фадеевым, сыном знаменитого писателя, они прожили столько же, на этот раз виной распада семьи стал алкоголизм мужа. Со свекровью у нее сохранились настолько добрые отношения, что та оставила невестке и внучке квартиру сына на Маяковской. О трехлетнем браке с Иосифом Кобзоном Гурченко вспоминать не любила. А вот дочери он нравился. Когда Кобзона спросили в телевизионном интервью: «Почему вы разошлись с Гурченко?», он ответил: «Двум мужикам сложно ужиться на одной территории».

Поэтому: вступая в брак, неплохо задуматься о том, что устраивает или не устраивает в характере избранника. Надеяться на то, что его удастся изменить с годами — дело неблагодарное, особенно, когда в брак вступают две сформировавшиеся личности. Лучше сразу подумать, хватит ли сил и любви, чтоб не замечать или смириться с недостатками своей половинки.

Слышать свое сердце

После развода с Кобзоном Людмила Гурченко вышла замуж за пианиста Константина Купервейса. Все восемнадцать лет совместной жизни он был ее секретарем, директором, аккомпаниатором, пожертвовав своей карьерой ради таланта великой актрисы. Как-то во время очередной ссоры Константин запустил в стену телефон. Люся спросила: «Что, взбунтовался, восстание рабов?»

Продюсер Сергей Сенин, с которым актриса прожила свои последние двадцать лет, был моложе ее на четверть века. Но он стал тем мужчиной, которого она наконец-то смогла назвать «папой», ведь он во многом напоминал ей отца. Познакомились они на съемках фильма «СекСказка» по Набокову. К этому времени оба были одиноки. Он, поклонник таланта Людмилы Марковны, когда встретился с ней, не узнал актрису, потому что увидел в первую очередь красивую женщину, которой залюбовался. Она восхищала его не только как актриса, но и как человек: цельный, искренний, глубокий. Он спасал ее от усталости и отчаяния, а она рядом с ним чувствовала себя и ребенком, и любимой женщиной. Ради него она была готова на маленькие подвиги. «Как-то раз я принес трех свежих осетров и сказал: «Люся, я буду делать уху. И послал ее чистить картошку. Она потом к ней и не прикоснулась, но поставила на стол бутылку водки. Потом выяснилось, что она терпеть не может рыбу и уже много лет не чистила картошку», — вспоминал в одном из интервью Сергей.

Умерла актриса весной 2011 года от тромбоэмболии легких. Она была счастлива в последние годы жизни, несмотря на нелегкие отношения с близкими людьми и неимоверные трудности в работе.

Поэтому: стремление нравиться всем и желание остаться собой почти несовместимы. Сколько людей, столько мнений — всегда найдется тот, кому вы придетесь не по вкусу. Но стремясь быть «как все», вы рискуете раствориться в безликой массе, в которой нет места Личности. Такой, какой стала великая актриса Людмила Марковна Гурченко.

Другие фотографии актрисы вы можете увидеть в нашей галерее.

Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!

Slide image for gallery: 4204 | Любовь к музыке Людмила Гурченко переняла у своего отца, сменившего профессию шахтера на баяниста. Фото - кадр из фильма "Мой добрый папа", СССР, 1970
Slide image for gallery: 4204 | Людмила Гурченко с детства хорошо пела, поэтому все песни в фильмах исполняла сама
Slide image for gallery: 4204 | В браке с продюсером Сергеем Сениным Людмила Гурченко прожила 20 лет
Slide image for gallery: 4204 | С Олегом Янковским на съемках фильма "Полеты во сне и наяву", реж. Р. Балаян, 1982
Slide image for gallery: 4204 | Почти все свои наряды Людмила Гурченко шила сама, на старой машинке "Зинер", переезжавшей с ней из квартиры в квартиру
Фото: east-news; legion-media; fotobank.ru