Август и сентябрь — в тройке лидеров по числу авиаперевозок, конкуренцию им составляют только разгульные зимние каникулы. Но пока одни летают, другие горестно вздыхают — махнуть в отпуск на острова мешает страх полетов. У тех, кто боится летать, кроме варианта путешествий на поезде, есть и еще один — вылечить аэрофобию. Как это сделать, выяснял автор «Леди Mail.Ru».

Аэрофобию, как и любое заболевание, можно победить двумя путями — обратиться к специалисту или заняться самолечением. Тем, кому по душе первый вариант, поможет образовательный центр «Летаем без страха». Преподает там пилот Алексей Герваш, автор собственной методики. Решили заняться самолечением? Обратите внимание на книгу пилота гражданской авиации Патрика Смита «Говорит командир корабля»: Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»). Мы сходили на курсы и прочитали книгу. Делимся впечатлениями.
Кому пригодятся?
Курсы: состоят из четырех блоков. Первый — психологическая часть, где Герваш разбирается, какого рода ваша аэрофобия — рационально обусловленная или иррациональная. Первый вариант — самый «легкоизлечимый»: человек боится вполне простых вещей, не зная основ аэродинамики и физики. Он уверен, что под ногами в полете у него «бездна» и что пьяный дебошир вполне себе может разбить пивной бутылкой или локтем окно. Этому человеку достаточно в довольно примитивной форме рассказать за три-четыре часа основную теоретическую часть.
Второй вариант сложнее, поскольку у этого типа людей в полете плохо работает та часть полушария, которая отвечает за восприятие статистики и прочих логических доводов. Именно это и становится причиной психических атак. До человека, впавшего в состояние «парашют мне, я сейчас выхожу!», иногда в буквальном смысле слова не докричаться. И именно на работу с такими «буйными» клиентами, «не понимающими русского языка» и рассчитана большая часть курса «Летаем без страха».

Книга: на 400 страницах Патрик Смит подробно и дотошно рассказывает об основах аэродинамики и законах работы наземных аэропортовых служб, давая ответы на сотни потенциальных вопросов из серии «А что будет, если...». Вариантов этих «если» масса — от попавшего в двигатель гуся до отказа сразу всех двигателей. В книге пилот рассказывает о том, какая это совершенная махина — современный самолет, что там все продумано на десять шагов вперед и одна система дублирует другую, страхуя от возможных сбоев. Герваш, в принципе, на курсах тоже этим занимается, но его постоянно перебивают, стараясь поделиться своими самыми откровенными «эксклюзивными» страхами. Оба пилота стараются полностью побороть наши дилетантские фобии. Эта теория проработки страхов называется «What if...» — хорошо работает у людей с рациональной формой аэрофобии, но обязательна к прочтению и людям с иррациональными формами страха.
Как это работает?
Курсы: занятия состоят из блоков. Первый — теоретический. Например, больше часа идет разговор о том, что турбулентность — это нормальное физическое явление. И что причитания из серии «нас так трясло, так трясло, что стюардессы от страха позеленели» — это по большей части фантазии перепуганного аэрофоба. Второй блок — это «полет» на тренажере-стимуляторе. Мозг иррационального аэрофоба не видит разницы между тренажером, полностью имитирующим полет, — ну разве что стюардессы карамельки не разносят. Этот этап работы называется элементом экспозиционной терапии. Помогает избавиться от десятка надуманных фантазий. К тому же человек видит, чем занимаются пилоты, пока он, мокрый и бледный от страха, выпивает в буфете 50 граммов «валерьянки». Пилоты в это время «молятся» — читают контрольную карту, проверяя работу всех систем. Финал — полет в Питер и обратно, под присмотром Герваша. Это проработка всех дыхательных техник и просто возможность еще раз спросить у умного человека «ой, а вот этот гул, это что?».
Книга: главы посвящены проработке «самых страшных сценариев» — что будет, если в самолет ударит молния или закончится топливо? Кстати, в 1993 году в борт Патрика попадал разряд. Он со вторым пилотом лишь недоуменно плечами пожал: «Что это было?» Отдельная большая часть посвящена теме старых самолетов. Бальзам на сердце российского читателя! Здесь автор объясняет, что самолеты отправляют на пенсию часто не по причине их моральной старости или изношенности, а из-за экономической рентабельности той или иной марки. Например, компания может отказаться от определенного, более свежего борта, только из-за того, что основной ее парк состоит из более «старших товарищей» — их дешевле обслуживать оптом, чем эксклюзивно покупать запасные детали для более свежего самолета. И что, приобретая такой списанный борт, другая компания не пополняет свой парк «старой консервной банкой». Так же пилот поясняет, что иногда происходит очень резкое снижение самолета или — вообще кошмар для аэрофоба! — из панели над креслом выпадают кислородные маски. И эта неприятная история тоже из разряда штатных ситуаций.

Чему научат?
Книга: «Когда будете ехать по шоссе, высуньте руку из окна автомобиля и держите ее перпендикулярно машине и параллельно земле. Согните руку вверх, навстречу потоку воздуха. Как думаете, что произойдет? У вас получится крыло, и ваша рука полетит. И она будет лететь до тех пор, пока вы удерживаете ее под нужным углом и едете с достаточно высокой скоростью. Рука летит, потому что ее удерживает воздух. С самолетом дело обстоит точно так же» — так Патрик Смит пытается объяснить, почему самолет, такой огромный и тяжелый, поднимается в воздух. И добавляет: «Чтобы оторваться от земли, нужно добиться в полете правильного соотношения четырех противодействующих друг другу сил. Тяга должна превосходить лобовое сопротивление, а подъемная сила — вес».
Курсы: пример с рукой Герваш тоже приводит одним из первых. Видимо, это универсальный для пилотов способ «объяснить на пальцах» то, что в аэродинамике и физике поясняется чередой формул. А страх «Ну, как я могу быть спокойным, когда под ногами бездна в 10 тысяч метров?» этот гуру по лечению аэрофобии нивелирует, приводя в пример застрявшую в сгущенке муху. Вот как муха не может упасть на дно банки, так и борт, «легший на эшелон», то есть достигший высоты, когда на табло гаснет плашка «пристегните ремни», не может просто так грохнуться на землю — плотность воздуха не позволит. То, что воздух не «воздушный», а имеет некую массу, Герваш объясняет, рисуя руками кубометр воздуха и называя его вес. «А теперь постройте из этих «кубиков» пирамидку, высотой в десять тысяч таких кубиков, и вы поймете, что где-то там над облаками самолет «не болтается сам по себе», — поясняет Алексей.
О чем пойдет разговор?
Книга: с десяток страниц посвящены теме закрылок, спойлеров, стреловидности крыла, вертикальному стабилизатору, таганажу самолета, элеронам, компрессорам и турбинам реактивного двигателя. Читать эти главы довольно скучно, но они будут полезны для людей с рациональной формой аэрофобии.
Курсы: полчаса из отведенной лекции Герваш тоже будет чертить на доске формулы. Для откровенных гуманитариев мало что понятно, но при этом лектор рефреном будет повторять главную мысль, что самолет — это самое безопасное на данный момент средство передвижения. Что абсолютной безопасности нет нигде, но в лайнере вы более защищены от человеческого фактора и возможных технических неполадок, чем в маршрутке.
Резюме: курсы Герваша — довольно дорогое занятие. Стоят от 10 до 20 тысяч и проходят примерно раз в месяц. Если ограничены в бюджете или лететь «послезавтра», то оптимальным будет такой механизм. Прочитайте книгу Патрика Смита и скачайте на планшет или телефон электронную версию курса Герваша. Правда, электронная версия разработана только под iРad или iРhone, с Аndroid она не дружит. Рационального аэрофоба на время «отпустит». Иррациональный же начнет комментировать увиденное — прочитанное со слов «да, но...». Второй вариант: посетить в Шереметьево бесплатный экспресс-курс по лечению аэрофобии по методике Герваша или посетить экспресс-курс «Взлет» — он проходит в среднем раз в месяц и стоит 2 тысячи рублей.
Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!