Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
7 августа 2014 20:33

Тест-драйв: как победить аэрофобию

Август и сентябрь — в тройке лидеров по числу авиаперевозок, конкуренцию им составляют только разгульные зимние каникулы. Но пока одни летают, другие горестно вздыхают — махнуть в отпуск на острова мешает страх полетов. У тех, кто боится летать, кроме варианта путешествий на поезде, есть и еще один — вылечить аэрофобию. Как это сделать, выяснял автор «Леди Mail.Ru».
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Леди Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей

Август и сентябрь — в тройке лидеров по числу авиаперевозок, конкуренцию им составляют только разгульные зимние каникулы. Но пока одни летают, другие горестно вздыхают — махнуть в отпуск на острова мешает страх полетов. У тех, кто боится летать, кроме варианта путешествий на поезде, есть и еще один — вылечить аэрофобию. Как это сделать, выяснял автор «Леди Mail.Ru».

 
Аэрофобия — один из самых распространенных страхов современного человека

Аэрофобию, как и любое заболевание, можно победить двумя путями — обратиться к специалисту или заняться самолечением. Тем, кому по душе первый вариант, поможет образовательный центр «Летаем без страха». Преподает там пилот Алексей Герваш, автор собственной методики. Решили заняться самолечением? Обратите внимание на книгу пилота гражданской авиации Патрика Смита «Говорит командир корабля»: Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота» (издательство «Манн, Иванов и Фербер»). Мы сходили на курсы и прочитали книгу. Делимся впечатлениями.

Кому пригодятся?

Курсы: состоят из четырех блоков. Первый — психологическая часть, где Герваш разбирается, какого рода ваша аэрофобия — рационально обусловленная или иррациональная. Первый вариант — самый «легкоизлечимый»: человек боится вполне простых вещей, не зная основ аэродинамики и физики. Он уверен, что под ногами в полете у него «бездна» и что пьяный дебошир вполне себе может разбить пивной бутылкой или локтем окно. Этому человеку достаточно в довольно примитивной форме рассказать за три-четыре часа основную теоретическую часть.

Второй вариант сложнее, поскольку у этого типа людей в полете плохо работает та часть полушария, которая отвечает за восприятие статистики и прочих логических доводов. Именно это и становится причиной психических атак. До человека, впавшего в состояние «парашют мне, я сейчас выхожу!», иногда в буквальном смысле слова не докричаться. И именно на работу с такими «буйными» клиентами, «не понимающими русского языка» и рассчитана большая часть курса «Летаем без страха».

Написал книгу Патрик Смит - пилот гражданской авиации и популярный блогер

Книга: на 400 страницах Патрик Смит подробно и дотошно рассказывает об основах аэродинамики и законах работы наземных аэропортовых служб, давая ответы на сотни потенциальных вопросов из серии «А что будет, если...». Вариантов этих «если» масса — от попавшего в двигатель гуся до отказа сразу всех двигателей. В книге пилот рассказывает о том, какая это совершенная махина — современный самолет, что там все продумано на десять шагов вперед и одна система дублирует другую, страхуя от возможных сбоев. Герваш, в принципе, на курсах тоже этим занимается, но его постоянно перебивают, стараясь поделиться своими самыми откровенными «эксклюзивными» страхами. Оба пилота стараются полностью побороть наши дилетантские фобии. Эта теория проработки страхов называется «What if...» — хорошо работает у людей с рациональной формой аэрофобии, но обязательна к прочтению и людям с иррациональными формами страха.

Как это работает?

Курсы: занятия состоят из блоков. Первый — теоретический. Например, больше часа идет разговор о том, что турбулентность — это нормальное физическое явление. И что причитания из серии «нас так трясло, так трясло, что стюардессы от страха позеленели» — это по большей части фантазии перепуганного аэрофоба. Второй блок — это «полет» на тренажере-стимуляторе. Мозг иррационального аэрофоба не видит разницы между тренажером, полностью имитирующим полет, — ну разве что стюардессы карамельки не разносят. Этот этап работы называется элементом экспозиционной терапии. Помогает избавиться от десятка надуманных фантазий. К тому же человек видит, чем занимаются пилоты, пока он, мокрый и бледный от страха, выпивает в буфете 50 граммов «валерьянки». Пилоты в это время «молятся» — читают контрольную карту, проверяя работу всех систем. Финал — полет в Питер и обратно, под присмотром Герваша. Это проработка всех дыхательных техник и просто возможность еще раз спросить у умного человека «ой, а вот этот гул, это что?».

Книга: главы посвящены проработке «самых страшных сценариев» — что будет, если в самолет ударит молния или закончится топливо? Кстати, в 1993 году в борт Патрика попадал разряд. Он со вторым пилотом лишь недоуменно плечами пожал: «Что это было?» Отдельная большая часть посвящена теме старых самолетов. Бальзам на сердце российского читателя! Здесь автор объясняет, что самолеты отправляют на пенсию часто не по причине их моральной старости или изношенности, а из-за экономической рентабельности той или иной марки. Например, компания может отказаться от определенного, более свежего борта, только из-за того, что основной ее парк состоит из более «старших товарищей» — их дешевле обслуживать оптом, чем эксклюзивно покупать запасные детали для более свежего самолета. И что, приобретая такой списанный борт, другая компания не пополняет свой парк «старой консервной банкой». Так же пилот поясняет, что иногда происходит очень резкое снижение самолета или — вообще кошмар для аэрофоба! — из панели над креслом выпадают кислородные маски. И эта неприятная история тоже из разряда штатных ситуаций.

Избавиться от самых тяжелых форм аэрофобии можно за несколько лекций

Чему научат?

Книга: «Когда будете ехать по шоссе, высуньте руку из окна автомобиля и держите ее перпендикулярно машине и параллельно земле. Согните руку вверх, навстречу потоку воздуха. Как думаете, что произойдет? У вас получится крыло, и ваша рука полетит. И она будет лететь до тех пор, пока вы удерживаете ее под нужным углом и едете с достаточно высокой скоростью. Рука летит, потому что ее удерживает воздух. С самолетом дело обстоит точно так же» — так Патрик Смит пытается объяснить, почему самолет, такой огромный и тяжелый, поднимается в воздух. И добавляет: «Чтобы оторваться от земли, нужно добиться в полете правильного соотношения четырех противодействующих друг другу сил. Тяга должна превосходить лобовое сопротивление, а подъемная сила — вес».

Курсы: пример с рукой Герваш тоже приводит одним из первых. Видимо, это универсальный для пилотов способ «объяснить на пальцах» то, что в аэродинамике и физике поясняется чередой формул. А страх «Ну, как я могу быть спокойным, когда под ногами бездна в 10 тысяч метров?» этот гуру по лечению аэрофобии нивелирует, приводя в пример застрявшую в сгущенке муху. Вот как муха не может упасть на дно банки, так и борт, «легший на эшелон», то есть достигший высоты, когда на табло гаснет плашка «пристегните ремни», не может просто так грохнуться на землю — плотность воздуха не позволит. То, что воздух не «воздушный», а имеет некую массу, Герваш объясняет, рисуя руками кубометр воздуха и называя его вес. «А теперь постройте из этих «кубиков» пирамидку, высотой в десять тысяч таких кубиков, и вы поймете, что где-то там над облаками самолет «не болтается сам по себе», — поясняет Алексей.

О чем пойдет разговор?

Книга: с десяток страниц посвящены теме закрылок, спойлеров, стреловидности крыла, вертикальному стабилизатору, таганажу самолета, элеронам, компрессорам и турбинам реактивного двигателя. Читать эти главы довольно скучно, но они будут полезны для людей с рациональной формой аэрофобии.

Курсы: полчаса из отведенной лекции Герваш тоже будет чертить на доске формулы. Для откровенных гуманитариев мало что понятно, но при этом лектор рефреном будет повторять главную мысль, что самолет — это самое безопасное на данный момент средство передвижения. Что абсолютной безопасности нет нигде, но в лайнере вы более защищены от человеческого фактора и возможных технических неполадок, чем в маршрутке.

Резюме: курсы Герваша — довольно дорогое занятие. Стоят от 10 до 20 тысяч и проходят примерно раз в месяц. Если ограничены в бюджете или лететь «послезавтра», то оптимальным будет такой механизм. Прочитайте книгу Патрика Смита и скачайте на планшет или телефон электронную версию курса Герваша. Правда, электронная версия разработана только под iРad или iРhone, с Аndroid она не дружит. Рационального аэрофоба на время «отпустит». Иррациональный же начнет комментировать увиденное — прочитанное со слов «да, но...». Второй вариант: посетить в Шереметьево бесплатный экспресс-курс по лечению аэрофобии по методике Герваша или посетить экспресс-курс «Взлет» — он проходит в среднем раз в месяц и стоит 2 тысячи рублей.

 Понравилась статья? Поделитесь ею в соцсетях!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Леди Mail.Ru
Комментарии
39
Елена
Я смогла преодолеть свой ужас и страх только благодаря дискам с Гервашем Алексеем,на курс для меня показалось приехать дорого,а диски я заказала и все прекрасно!)))))есть конечно в душе страх,но уже многое я могу объяснить логически .
СсылкаПожаловаться
Валерон
В ответ на комментарий от Стелла Лепешинская
Комментарий удален.Почему?
Стелла, вы конечно извините, но какое отношение ваш комментарий имеет к данной статье?
СсылкаПожаловаться
Валерон
В ответ на комментарий от Стелла Лепешинская
Комментарий удален.Почему?
Стелла, вы конечно извините, но какое отношение ваш комментарий имеет к данной статье?
СсылкаПожаловаться
марика
Чтобы победить боязнь перелетов, нужно выбирать авиарейсы, не следующие через "горячие точки" : Северная Африка, Сомали, Украина, Армения-Азербайджан, Сев.Корея, Южная Корея и т.д.
СсылкаПожаловаться
марика
Чтобы победить боязнь перелетов, нужно выбирать авиарейсы, не следующие через "горячие точки" : Северная Африка, Сомали, Украина, Армения-Азербайджан, Сев.Корея, Южная Корея и т.д.
СсылкаПожаловаться
yasechka
Ну вот замечательно всё описано, и у меня нет боязни турбулентности, и чувствую я себя ни хуже чем на земле. Но я боюсь, просто боюсь до ужаса, боюсь лишиться самого дорого что есть у меня-жизни, я слишком её люблю и ценю, ведь она одна. Как интересно быть в таком случае?При этом все уговоры, что на земле происходит в тысячи раз больше аварий, и люди погибают чаще на меня не действуют.Скажите, ну тогда не летай-но у меня есть и ещё одна любовь, скорее даже страсть-море(побывав на море я возрождаюсь заново)!!!И только самолётом могу добраться до моря...
СсылкаПожаловаться
Нина Ивановна Воротникова
Я доверяю профессионалам верю чтобы стать летчикам нужно быть умным и смелым .С этими мыслями я и летаю.
СсылкаПожаловаться
Андрей Беляков
И всё-таки самолеты иногда падают.... И никакой Гарваш тут не поможет...
СсылкаПожаловаться
Андрей Беляков
Падение под Пензой, когда среди прочих погиб уцелевший на войне генерал Трошев... Сбитый украинцами несколько лет назад по ошибке российский борт над Черным морем... Малазийский Боинг недавно.... Список бесконечен...
СсылкаПожаловаться
Андрей Беляков
Лучший способ хоть как-то унять страх - посетить перед полетом duty-free...... И выпить хорошего алкоголя...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Горячие темы форума
Мама живет в деревне (из хозяйства кот и собака, есть огородик), пенсия около 14 тыс. Мама умудряется откладывать деньги: в один год поменяла 2 огромных окна в доме, на следующий съездила в...
526
У меня двое сыновей. Один заканчивает престижный ВУЗ, другой престижную школу. Жильем и машинами будут обеспечены. Старт будет дан отличный. Хотелось бы соответствующих им жен, а мне стало быть...
480
Мне 30+, муж есть, но мы убежденные чайлдфри. На данный момент осталась без работы и хожу по собеседованиям. Ну и само собой, у потенциальных работодателей возникает вопрос по поводу детей. Вначале...
357
С мужем живу 20 лет. Человек он жадный. Ни одного комплимента, ни одного подарочка я за всю жизнь с ним не видела. Грубый. Постоянно унижает и оскорбляет. Стали с ним соседями по квартире. Секса с...
321
Почитала тут паблик про рецепты к новогоднему столу. Все очень калорийное. Через один комментарий майонез и много мяса. А есть ли среди форумчан адепты здорового образа жизни? Какие рецепты у вас на...
268
На «Леди Mail . Ru » объявляется конкурс «Зимние блюда»! Добавляйте свои пошаговые рецепты на сайт и выигрывайте призы! Количество рецептов от одного участника – неограниченно! Конкурс продлится до...
8
Подпишитесь на нас
Рассылка Леди Mail.ru