Любовь к числам и тяга к познанию мира вылились у Пети в интересную задачку.
— Папа, а сколько лет было твоей маме, когда она умерла?
— 48.
— А твоему папе?
— 44.
— Значит, мама была старше папы?
— Нет, просто мама умерла на 6 лет позже папы. Она была младше.
— Почему?
— Потому что если бы папа не умер, то когда мама умерла в 48 лет, папе было бы 50, — объяснил папа сыну жизненную арифметику.
Петя все понял, но волнующую тему не оставил. В возрасте 5—6 лет большинство детей задаются серьезными вопросами, и совсем не обязательно жизнь дает для этого повод. Просто наступает время. И на детские вопросы о смерти рано отвечать приходится. В своей новой книге «Что делать, чтобы дети...» (издательство АСТ) известный детский психолог Ю. Б. Гиппенрейтер пишет: «Закрывать от ребенка эту сторону жизни, по-моему, неверно. Дети должны знать, что есть и беды и страдания. Но они не должны получать незаживающие раны на этой почве. Помочь им справиться с новым знанием, научиться его переносить — функция родителей. Дети любят играть в страшное, они любят ходить по грани, хотят испытывать страхи и учиться преодолевать их. Вопросы о смерти они тоже должны пережить, но на этот раз лучше вместе с родителями. От спокойного объяснения родителя зависит и их более спокойное принятие мыслей о смерти».
Детям, конечно, везет: например, объяснение, что после смерти люди попадают на небо, будет воспринято ими с верой, что это действительно так. И тут, мне кажется, больше повезло тем детям, чьи родители тоже в это верят. Ведь, как известно, дети тонко чувствуют фальшь, и определить, говорят ли им правду, могут очень легко. К тому же, отвечая детям, мы отвечаем сами себе.
Впрочем, даже самый грустный разговор о смерти может превратиться в разговор про любовь:
— Мама, а вы с папой тоже когда-нибудь умрете? — вновь задал вопрос Петя.
— Да, — ответила я. — Но будем надеяться, что это произойдет нескоро. В любом случае, любовь ведь не кончается со смертью. Вот у папы нет уже родителей, а он их все равно любит. А они — его.
— Мамочка, я тебя буду любить, даже когда ты умрешь! — твердо и уверенно сказал Петя.
— И я, — радостно присоединилась Маша.
В этот момент я поняла, что не только мы примиряем детей с новыми знаниями, но и они нас.