Ни одна нашумевшая картина последних лет не обошлась без участия Елены Лядовой. И при такой стремительно растущей популярности ее персона окутана ореолом тайн и загадок: говорить о себе 34-летняя актриса лишний раз не любит.
Удачный старт
Елена родилась в городке Моршанск Тамбовской области, но в школу пошла уже в подмосковном Одинцово, куда переехала ее семья. Окончив Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, Лядова сначала поступила в труппу Московского театра юного зрителя.
Карьера в кино началась в 2005 году сразу с удачного старта: это была лента режиссера Алексея Учителя «Космос как предчувствие». Партнерами Елены по фильму стали такие известные российские актеры, как Евгений Миронов и Евгений Цыганов. Дальше были роли в драматической комедии «Собака Павлова» и мелодраме «Солдатский декамерон», принесшие ей первую известность, после чего актрисой заинтересовались создатели телесериалов. Сериал «Братья Карамазовы» с участием Елены был настолько тепло воспринят зрителями и критиками, что имя Лядовой, согласно опросам, вошло в десятку самых ярких молодых талантов.
Все, кто работал с Еленой, сразу отмечали: она очень самоотверженно подходит к каждой роли. Так, например, для фильма Алексея Учителя она поправилась на 12 килограммов, а в одной из сцен «Собаки Павлова» снималась на улице в двадцатиградусный мороз с температурой под сорок.
Из последующих ролей Лядовой стоит выделить ленту Андрея Звягинцева «Елена», представленную на Каннском фестивале в 2011 году. За роль дочери главного героя в этом фильме актриса была удостоена «Золотого орла» и «Ники» в номинации «Лучшая женская роль второго плана». О работе с прославленным режиссером Елена отзывалась так: «Отличительная черта Андрея — умение создавать атмосферу без особых красочных объяснений артисту. Он предлагает ему окунуться в тот мир, который у него устроен. Андрей очень чутко относится к артисту и не посягает на его свободу. И именно такой способ работы — в соавторстве с режиссером — мне больше нравится».
Амплуа обычной женщины
Знаковым фильмом в карьере Елены Лядовой стала картина Александра Велединского «Географ глобус пропил», взбудоражившая российскую общественность в 2013 году. Там актриса играла жену главного героя и вновь получила «Золотого орла» и «Нику» за лучшую женскую роль. «Секрет «Географа» очень прост: все себя там узнают. Нам всем — каждому по-своему — близко то, чем живут эти герои. История Служкина в исполнении Кости Хабенского — это история простого человека с его простыми проблемами. С кризисом среднего возраста, наверное, но у кого его нет?» — говорит Елена Лядова об успехе фильма, и отзывается о своей героине: «Я сыграла в «Географе» обычную русскую бабу, ищущую и жаждущую любви — это вообще главное женское качество. Универсальный типаж — поэтому ее и полюбили, наверное».
Именно так можно сформулировать своеобразное амплуа «обычной русской женщины», присущее актрисе. Помимо этого, даже играя главную женскую роль, она находится в тени мужчины, главного героя, являясь его неизменной спутницей. На вопрос, не обидно ли, что мужчины всегда двигатели сюжета, а женские роли — это амплуа «подружки главного героя», Елена отвечает: «Нет, не обидно. Куда мужчинам без подружек? Просто режиссеры у нас — мужчины, и драматургия — мужская, поэтому и пишут про себя и своих подружек. Вот и весь закон».
В роли «обычной русской женщины» выступила Лядова и в самой громкой ленте отечественного кинематографа 2015 года «Левиафан». «Золотой глобус» сменился номинацией на «Оскар» (правда, награда фильму, к сожалению, так и не досталась), а Елена получает предложения европейских режиссеров, перерастая статус звезды общероссийского масштаба. И вновь актриса с теплотой отзывается о работе с Андреем Звягинцевым: «Встреча с таким режиссером — большое счастье для актера. Интересный человек, глубокий. Работа с ним — это не просто съемки, это повод погрузиться в размышления о мире, о себе, о человеке, о вечном».
Елену Лядову высоко ценят не только кинокритики. Так, в 2014 году в Москве на вручении премии «Человек года» по версии журнала GQ актриса получила приз в номинации «Женщина года».
По ту сторону экрана
В жизни Елена также придерживается образа простой русской женщины. По признанию самой актрисы, наиболее комфортно она себя чувствует в «макияже без макияжа», то есть предпочитает макияж в стиле nude. В одежде Елена тоже непритязательна, что было подмечено Александром Васильевым: «Вижу, что мода для Лядовой стоит не на первом и даже не на пятом месте. Складывается впечатление, что актриса не знает, как подобрать платье, а к нему — обувь и сумочку. Пока я увидел в ее образах больше ошибок, чем правильных решений».
Лядова старается избегать чрезмерного внимания общественности, уклоняясь от интервью и отказываясь от участия в телешоу: «Просто я не умею хорошо кататься на коньках, петь и так танцевать, чтобы публично это демонстрировать. А терпеть на лице пластический грим несколько часов подряд — вообще пытка», — говорит она. Нет у звезды и аккаунтов в социальных сетях, о чем она неоднократно заявляла: «Мне это совершенно неинтересно! Поверьте, если я захочу поделиться с миром чем-то из своей жизни, то найду способ получше».
Зато свободное время Елена любит проводить на кухне: «У меня довольно много книг с рецептами: и «О вкусной и здоровой пище», и разные вегетарианские, и издания Джейми Оливера. Но наш Похлебкин гораздо лучше… Я абсолютно земной человек и насквозь пропитана бытом. Более того, в последнее время пытаюсь регулировать свой график таким образом, чтобы в нем было меньше работы и больше Похлебкина».
Служебный роман
«Левиафан» стал для актрисы не только важной вехой в карьере, но и поворотным моментом в личной жизни. Представляя эту картину на Каннском фестивале, Елена обнародовала отношения с партнером по фильму Владимиром Вдовиченковым. Пара появилась на красной дорожке, и ни у кого не осталось сомнений в характере их чувств, очень уж пылко они их проявляли.
В Москве Елена и Владимир стали регулярно появляться вместе на светских мероприятиях. На одном из них в сентябре 2014 года журналисты разглядели на безымянном пальце левой руки Елены роскошное кольцо.
Ради новой возлюбленной Владимир оставил свою гражданскую жену Ольгу Филиппову после десяти лет совместной жизни. Их дочери Веронике на момент расставания было восемь лет. Это печальное событие больно ранило экс-супругу Вдовиченкова, но она с достоинством отзывается о бывшем муже, называя и другие причины разрыва: «Тут нельзя назвать какой-то один момент, и даже третья сторона здесь ни при чем. Она возникла уже на подготовленной почве… Некое охлаждение началось в последние два года. Мы с Володей действительно не сразу научились уважать друг друга, идти на компромиссы… И когда наконец наступила стабильность... сами же в ней захлебнулись!»
О личной жизни Елены Лядовой до романа с Владимиром Вдовиченковым почти ничего неизвестно. Ранее в прессе сообщалось о гражданском браке Елены и актера Александра Яценко. Это также был «служебный роман», возникший после съемок в фильме «Солдатский декамерон» в 2005-м и завершившийся в 2012 году.
В послужном списке актрисы преобладают роли женщин с непростыми трагическими судьбами. В одном из интервью о своей героине в фильме «Левиафан» Елена сказала: «Меня заинтересовала героиня. По-моему, она ищет своего Бога, и, кажется, даже нашла. Это — любовь». Остается только пожелать, чтобы любовь вдохновляла Елену на покорение все новых и новых вершин.