Уроки любви: Галина Волчек

Театр, которым более сорока лет руководит эта талантливая женщина — один из лучших в России. Коллеги ее уважают и ценят за неукротимую творческую энергию, неунывающий нрав, добродушие и жизнелюбие. Для сына она остается лучшим другом, а главным спутником ее жизни стал театр. Об уроках любви и жизни великолепной, царственной и всегда молодой Галины Борисовны Волчек рассказывает «Леди Mail.Ru»

Театр, которым более сорока лет руководит эта талантливая женщина — один из лучших в России. Коллеги ее уважают и ценят за неукротимую творческую энергию, неунывающий нрав, добродушие и жизнелюбие. Для сына она остается лучшим другом, а главным спутником ее жизни стал театр. Об уроках любви и жизни великолепной, царственной и всегда молодой Галины Борисовны Волчек рассказывает «Леди Mail.Ru».

Преодолевать свои комплексы

Галина Борисовна Волчек родилась 19 декабря 1933 года в Москве. Ее отец — Борис Израилевич Волчек — известный кинорежиссер и оператор, педагог, профессор, лауреат трех Сталинских премий и Государственной премии СССР, вместе с классиком советского кино Михаилом Роммом он снял фильмы «Пышка», «Ленин в Октябре», «Мечта».

Мать — сценарист Вера Исааковна Маймина, выпускница сценарного факультета ВГИКа, была домохозяйкой. Позднее режиссер театра Олег Ефремов уговорил ее пойти работать кассиром в только что открывшийся театр «Современник». Детство Галины прошло в доме на Полянке, где жили знаменитые мастера кино. «Я поднималась в лифте с Пудовкиным, Райзманом, Роммом, не понимая, что еду с великими людьми. Для меня они были просто дяди и тети», — вспоминала Галина Борисовна. Девочка ничем не выделялась среди сверстников. Училась на отлично, была тихой, послушной, в самодеятельности никогда не участвовала. Когда родители развелись, Галя осталась с отцом и няней, простой деревенской женщиной. После восьмого класса ушла из школы, решив сдать экзамены за два класса экстерном.

Отец, видя, что дочь растет довольно закомплексованной, предложил ей поступить в Литературный институт. Но она все-таки выбрала Школу-студию МХАТ. Галина Борисовна вспоминала позднее, как отец, которому некогда было заниматься девичьим гардеробом, отвел ее к известному московскому портному. Ей сшили костюм с широченными плечами, в котором она, собрав волосы в старушечий пучок, превратилась в «депутата из глубинки».

«Я была зажатая, некрасивая, толстая, стеснялась своей фигуры. Я просто знала: хочу, умираю, верю» — так позднее говорила о своей сокровенной мечте стать актрисой Галина Борисовна. Она прошла уже два первых тура во МХАТ, но мать, которая сомневалась в успехе Галины, направила ее еще и в Щукинское училище. «Я была все в том же костюме. Глядя в мою сторону, — рассказывала она, — члены комиссии хохотали в открытую. Сразу после прослушивания мне сообщили, что я принята. Слезы брызнули у меня из глаз, и я закричала: «Нет, нет, не хочу в Щукинское! Меня мама заставила, она там в коридоре стоит, караулит. Я в студию МХАТ поступаю!» — и убежала. В итоге она, как и мечтала, стала студенткой Школы-студии МХАТ.

Content image for: 485396

Быть великодушной

После репетиций в отцовской квартире собиралась дружная компания: Ефремов, Кваша, Евстигнеев... Именно здесь рождался будущий «Современник», который впоследствии приняла от первого руководителя, Олега Ефремова, Галина Волчек. Ее другом был Игорь Кваша, однокурсники думали — это любовь. Но Галина предпочла Евгения Евстигнеева. Жених одевался странно: бостоновый костюм лилового цвета на вырост, с жилеткой поверх летней трикотажной рубашки с коротким рукавом, у воротника поверх «молнии» величаво прикреплялся крепдешиновый галстук-бабочка. Он удивлял деревенскими манерами: в разговоре употреблял устаревшие обороты, например, суп со сметаной называл «беленым супом», туалетное мыло — «духовым».

Этот брак вызвал шок не только в театре. Отец Волчек тоже принял этот факт с трудом, хотя впоследствии между талантливым зятем и знаменитым тестем установились прекрасные отношения. А поначалу молодые мыкались по углам, снимали квартиру за 300 рублей, получая 690, а случалось, и на вокзале ночевали. В этом браке в 1961 году у них родился сын Денис, ныне — известный режиссер. Наконец, после долгих скитаний получили отдельную квартиру и въехали туда с маленьким сынишкой.

Но брак просуществовал недолго. Евгений был очень популярен у женщин. Когда Галина Борисовна узнала о романе мужа с актрисой Лилией Журкиной, она тут же собрала его вещи, вызвала Лилю и сказала: «Вам с Женей теперь никого не надо обманывать». И, хотя в планы Евстигнеева развод не входил, летом 1964 года они расстались. При этом им удалось сохранить дружеские отношения и после развода. У них были совместные встречи Нового года, она готовила к поступлению в Школу-студию МХАТ его дочь Машу, а потом взяла ее в «Современник». Вот как об этом говорила сама Галина Борисовна: «У нас были удивительно теплые отношения. Через, наверное, 25 лет после нашего расставания, уже незадолго до смерти, он вдруг стал мне говорить, как я ему жизнь разрушила, какая я максималистка. И что со своим максимализмом не могла простить что-то, а должна была. Женя закрытый человек был, очень. Потому у него, наверное, столько инфарктов случилось. И вот при такой своей закрытости он мне вдруг все это и сказал. Я же начала успокаивать: «Перестань, Женюра, да что ты!» Мне самое главное было, чтобы он не возбудился так, чтобы его сердце не взволновалось...»

Разрешить мужчине быть главным

Знакомство со вторым мужем произошло в Мурманске. Галина Борисовна услышала, как в фойе он пренебрежительно отозвался о ее спектакле: «Спектакль — дрянь. А Табак молодец, хорошо играет!» А потом их познакомили. Марк Абелев стал мужем Галины Борисовны, когда ее сыну Денису было пять лет. Марк Юрьевич легко нашел общий язык с ребенком. Был момент, когда Денис спросил у отчима: «А можно я буду называть тебя папой?» Но Галина объяснила сыну, что отец может быть только один. Галина с ребенком жили в бедности, и первое, что сделал Марк, раздал ее долги: две тысячи Розову и две — Константину Симонову. А еще он купил ей каракулевую шубу, Галина была очень рада. Счастью Волчек и Абелева во многом мешала его ревность, ведь Галина Борисовна была окружена мужчинами. Среди них выделялись Михаил Ульянов и Юрий Визбор. Теплые, дружеские отношения связывали ее и с Георгием Товстоноговым. Однажды Марк увидел Галину, ужинающую в ресторане с режиссером. Устраивать сцен не стал. Через метрдотеля он вызвал жену на улицу и увел домой.

Волчек и Абелев — сильные личности, занимающие серьезные должности. Никто из них не хотел уступать первенство в семье и в жизни друг другу. Галина Волчек объяснила это так: «При том, что мой второй муж сам по себе настолько яркая личность, замечательный профессор и доктор наук и все такое прочее, о нем могли сказать: «Познакомьтесь, это муж Галины Волчек». Это была бестактность, к сожалению, часто встречающаяся...»

Content image for: 485396

Быть самодостаточной

Галина Борисовна призналась как-то: «Всей своей жизнью я подвела себя к тому, что семья для меня стала невозможной. Это естественное состояние человека, который продался в рабство театру». Семья Галины Борисовны — ее театр «Современник». В 60 лет она приняла решение жить одна. Сначала было неудобно появляться на светских приемах без спутника, но потом и она и окружающие привыкли к этому. Ее одиночество воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Потому, наверное, что она человек самодостаточный, и независимость ей к лицу. В театре за неиссякаемую творческую энергию ее называют «волчок». Она не любит славословий в свой адрес, но ее любят актеры и поклонники театра. Она поставила за эти годы около 30 спектаклей и, как художественный руководитель, инициировала 80 театральных постановок других режиссеров. В своем театре она собрала целое созвездие блистательных актеров.

Галина Борисовна не сидит дома даже тогда, когда здоровье подводит. Она по-прежнему спешит в свой театр, ей всегда есть о чем сказать зрителям.

Больше фото смотрите в нашей галерее!

Slide image for gallery: 4988 | Сцена из спектакля «Ревизор» в театре «Современник», 1983 год
Slide image for gallery: 4988 | Кадр из фильма «Уникум», 1983 год
Slide image for gallery: 4988 | Кадр из фильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля», 1966 год
Slide image for gallery: 4988 | Вместе с коллегой и другом Олегом Ефремовым
Slide image for gallery: 4988 | С сыном Денисом Евстигнеевым
Фото: east-news, legion-media