Многие считают эту актрису холодной и даже надменной. Она и в самом деле знает себе цену, но при этом невероятно требовательна к себе и близким. Испытания, с которыми приходилось встретиться в жизни, она воспринимала как нечто само собой разумеющееся, а успех ее не обольщал. Об уроках любви и жизни одной из самых успешных и любимых зрителями актрис — Вере Валентиновне Алентовой, рассказывает «Леди Mail.Ru».
Быть послушной и терпеливой
Вера Валентиновна Алентова родилась 21 февраля 1942 года в г. Котласе Архангельской области, в актерской семье. Ее отец — Валентин Михайлович Быков умер в двадцать восемь лет от пневмонии, когда дочери было всего четыре года. О нем Вера Валентиновна почти ничего не знает. А вот своей семьей по линии матери — Алентовой Ирины Николаевны, гордится. Ее бабушка окончила Бестужевские курсы, дед, выпускник Томского университета, был врачом, брат деда — Виталий, архиепископ Тамбовский, подвергся репрессиям в тридцать седьмом году. Вообще же в этой семье четыре поколения мужчин были священнослужителями, и актриса уверена, что многое в ее жизни сложилось удачно благодаря их молитвам.
Служба в периферийном театре (работой свою профессию мать будущей актрисы никогда не называла) предполагала частую смену жительства. В школу Вера пошла на Украине, училась в Узбекистане, а десятый класс окончила на Алтае. Жилось нелегко. Был период, когда, чтобы прокормить себя и дочь, актриса Ирина Алентова вечером играла в театре, а днем подрабатывала в его пошивочном цехе, пришивая петли и крючки.
Вере запомнилось, как в раннем детстве она заболела малярией. Мама, перед тем как уйти на работу, открывала все шкафчики, чтобы показать, что дома нет волков, которых девочка очень боялась, объясняла, где должны находиться стрелки будильника, когда настанет время приема лекарства, и уходила. А маленькая Вера терпеливо ждала назначенного часа, чтобы принять горький хинин. Однажды у матери случился сердечный приступ, ее положили на носилки и увезли на «скорой». По радио звучало «Эх дороги...», а девочка сидела в комнате одна и не знала, что будет дальше... Это ощущение глобального одиночества запомнилось ей навсегда.
Следовать своей цели
Ирина Николаевна безраздельно любила свою дочь, но воспитывала в строгости. Она совсем не хотела, чтобы в будущем Вера стала продолжательницей актерской династии. Но его величество случай еще в детстве определил Верино будущее. В театре, где служила мама, в некоторых спектаклях были заняты и дети. Когда одна девочка заболела, эту роль решили поручить Вере. Она быстро выучила слова и на первой же репетиции покорила всех своим талантом. И хотя юная актриса, узнав, что ей уже нашли замену, быстро выздоровела, а Вера так и не вышла на сцену, «яд популярности» уже проник в детскую душу, сделав свое дело.
Мама у меня была жестким человеком, но и я была непростой: сжала зубы и работала и ни разу не пожаловалась
Когда настало время выбирать профессию, по рекомендации мамы девушка послушно подала документы в медицинский институт. Она уже прекрасно выдержала первые экзамены, оставался английский. Поглощенная поступлением в театр Вера сдала его на тройку и с радостью объявила, что принята в труппу. Мать сказала: «Ты хочешь быть актрисой? Поезжай в Москву в театральный институт. Если есть талант — поступишь. А если нет — бездарностям в театре делать нечего. А пока пойдешь работать на завод».
И Вера на восемь месяцев надела рабочую спецовку. «Это был шумный цех, меланжевый комбинат, — вспоминает актриса, — было тяжело. И встать к гудку тяжело, и в автобус переполненный залезть, и на подножке висеть. И работать было тяжело, поскольку я не привыкла к этому. Мама у меня была жестким человеком, но и я была непростой: сжала зубы и работала и ни разу не пожаловалась». А потом она поехала в Москву и поступила учиться в Школу-студию МХАТ.
Поступать так, как подсказывает сердце
Вера вышла замуж за студента Владимира Меньшова, которого большинство педагогов считали бесперспективным. Ее даже пытались предостеречь от «неправильного» шага. Сблизили двух студентов общие взгляды на главные вопросы. Студенты много общались и поначалу были просто хорошими друзьями. Вера смогла разглядеть в нем то, чего не видели преподаватели. Молодые люди стали приятелями, друзьями, очень много общались.
«Думаю, что я была ему послана небом. Я его понимала. Мне казалось, что он говорит все правильно, что он поступает так же, как и я бы поступила», — вспоминала позднее о том, как складывались их отношения с будущим мужем, Вера Валентиновна. И однажды он, нищий студент, у которого не было денег даже на цветы, пообещал, что когда-нибудь обязательно свозит ее в Париж и построит для нее прекрасную виллу.
Ничего нельзя исправить. Всем говорю, берите то, что есть, и с этим придется жить
Но прежде чем это произошло, семья прошла через многие испытания. В момент выдачи дипломов выяснилось, Вера и Володя не нужны никому. Работу пришлось искать самим. Он уехал в Ставрополь, где попробовал себя в качестве режиссера, а она поступила на работу в московский Театр имени А.С. Пушкина и прекрасно сыграла несколько ролей.
Разлуки не были долгими. Раз в месяц Владимир приезжал в Москву, а еще каждый день были письма, полные любви. Год спустя Владимир показал свои работы Михаилу Ильичу Ромму, который принял его сразу на второй курс ВГИКа, специально для Меньшова придумав «аспирантуру по режиссуре». В 1969 году у Веры и Владимира родилась дочь Юля.
Не пытаться переделать друг друга
Неустроенность быта, хроническое безденежье, конечно, не могли не повлиять на молодую семью. Но главным яблоком раздора оказалось разное воспитание. В семье, где вырос Владимир, главой и добытчиком был отец. Веру воспитала мама, которая внушала девочке, что она должна быть способна прокормить не только себя, но и своих детей, не рассчитывая ни на кого. Переделать друг друга молодые супруги не смогли. И поэтому стали жить отдельно.
«Никогда никого не переделаешь, но понимаешь это только спустя пятьдесят лет. Вначале кажется, что какие-то шероховатости — это ерунда. Главное, что он талантлив, главное, что он креативен, главное, что он интересен. А бытовые вещи, которые тебя не устраивают, их можно исправить... Ничего нельзя исправить. Всем говорю, берите то, что есть, и с этим придется жить», — к таким выводам после пятидесяти лет совместной жизни пришла Вера Валентиновна.
Принять и понять то, что поначалу в супруге казалось неприемлемым, Вере Валентиновне помогла подрастающая дочка. Вдруг выяснилось, например, что она точно так же кладет руки под подушку, засыпая. Оказалось, что у дочки множество других привычек, в которых Вера, как в зеркале, узнавала своего мужа.
В какой-то момент пришло понимание того, что ей необходим именно Владимир: «Только тогда, когда я увидела, что Юля на него очень похожа, и только тогда, когда я поняла, что у нас была удивительная любовь, и только тогда, когда я поняла, как непохожи другие предложения руки и сердца на те отношения, что были у нас, я смогла по-настоящему оценить то горячее чувство, которого больше не встретилось на моем пути». Когда дочь пошла в первый класс, они снова стали жить вместе, чтобы уже никогда не разлучаться».
Быть благодарной судьбе
Свою первую большую роль Вера Алентова сыграла в тридцать восемь лет. До фильма «Москва слезам не верит» и после нее ей предлагали роли. Но она всегда отказывалась, если считала это необходимым: «Мой муж вообще считает меня человеком по имени «нет». У меня мало ролей, но они мне все дороги».
Никакой гарантии того, что Алентова пройдет кастинг и будет сниматься у мужа, не было. Роль Екатерины Меньшов предложил двум известным актрисам: Ирине Купченко и Маргарите Тереховой. Они были намного популярнее Алентовой в то время. Но Терехова как раз снималась в Одессе, а Купченко не понравился сценарий. В пробах они не участвовали, и среди других актрис, претендующих на роль, «в честном бою» победила Алентова.
Картина имела ошеломляющий успех. «Москву...» купили для проката более 100 стран мира. Только за 1980 год в кинотеатрах Советского Союза фильм посмотрели почти 85 миллионов зрителей, а Вера Алентова в этом же году была признана лучшей актрисой страны по опросу читателей журнала «Советский экран». Годом позже «Москва слезам не верит получила «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Картина имела ошеломляющий успех. Фильм «Москва слезам не верит» купили для проката более 100 стран мира.
Зарубежные журналисты, беседуя со звездой советского экрана, часто недоумевали оттого, что не находили в ней никакого недовольства судьбой. Для них казалось странным то, что для Веры Валентиновны было естественным. Вот как она это объясняла: «Вы считаете, я могу не любить свою нищую мать? Свою страну? Да, у нее нет возможности дать мне яхты и дома. Но я стала в ней тем, кем я стала. И почему после этого я должна повернуться к ней задом, уехать в Америку и получить там дома, яхты и так далее... Страну свою нужно любить, потому что это твоя родина и твоя мать».
Вера Валентиновна и сегодня — человек самодостаточный, которому интересно жить, встречаться с людьми, заниматься любимым делом. Она прекрасно справляется со своими ролями и в жизни, и на сцене и ни о чем не жалеет.
Больше фотографий Веры Валентиновны смотрите в галерее!