Известный казахстанский дизайнер Татьяна Тарвердян вовлечена в fashion-индустрию довольно давно. Ее имя и стиль стали узнаваемыми не только в стране, но и за ее пределами. Очаровательная Татьяна рассказала, какими пропорциями должна обладать идеальная женщина и почему сложно найти своего клиента.

— В Казахстане сейчас появилось много молодых дизайнеров. Несмотря на то, что наш рынок только начинает развиваться, стоит ли переживать из-законкуренции? Вы уже давно в этом бизнесе, каковы ваши преимущества?
— Алексей Чжен и Саят Досыбаев — пионеры дизайнерского бизнеса в Казахстане. Они двигали его вперед, когда все было еще в зародышевом состоянии. Но именно сейчас пришел момент, когда fashion-мир набирает обороты. Раньше было много дилетантов, сейчас же молодые дизайнеры стали более профессиональными.
Из-за конкуренции переживать не надо. Я считаю, каждый дизайнер находит свою нишу и свою аудиторию. Есть Valentino, Versace, Chanel, у каждого бренда свой покупатель. У меня есть клиенты, которые могут приобретать какие-то вещи у других дизайнеров, но в большей степени останутся со мной. Они выбрали меня, потому что им комфортно в моих силуэтах, они ценят качество. Мое главное преимущество — мои вещи не остромодные, они — классические. Моя аудитория — женщины, а не девочки, которые гонятся за трендами и сидят в инстаграме.
— Не хотелось бы вам сделать разделение как Dolce&Gabbana: есть Dolce&Gabbana, а есть D&G?
— Я хотела и в принципе еще не рассталась с этой идеей, может как-то ее реализую. Dolce&Gabbana и D&G делают похожие вещи, просто одни дешевле, другие дороже в соответствии с затраченной работой и качеством материалов. Если я буду делать вторую линию масс-маркет, то в ней будет узнаваться Татьяна Тарвердян — я не буду делать девичьи вещи.

— Где вы черпаете вдохновение для новых работ?
— Где придется. Это такая тонкая вещь, которую трудно систематизировать. Мне помогают путешествия, музыка, в основном классическая, и история моды. Если посмотреть ретроспективы моих коллекций, то можно заметить, что на меня больше всего влияет история моды. Никто ничего нового сейчас не изобретает. Конечно, есть дизайнеры-футуристы, концептуалисты, японские деструктивисты. У них совершенно новые вещи, но мне они не понятны.
— Вы сами носите классику. Какие главные составляющие женственного образа?
— На самом деле, будучи дизайнером одежды, я могу сказать, что основное даже не одежда, а правильные аксессуары. Женщина может быть одета в мешок, но с красивыми и правильными аксессуарами она будет выглядеть по-другому. Сюда входят туфли, обязательно лодочки, сумки. Коко Шанель говорила: «Если вас поразила красотой какая-нибудь женщины, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, значит, она была одета идеально». Мне кажется, девушки не должны надевать ничего кричащего — платформы, огромные шпильки. Должно быть соответствие одежды обстановке и возрасту.
— Давайте продолжим создавать образ женственной девушки. Туфли-лодочки есть. Что еще?
— Колготки телесные. Если ноги красивые, то колготки необязательны.
— А каков критерий красоты ног? Это ведь очень индивидуально.
— Ухоженные, никаких звездочек, никакого целлюлита. Форма ног, кстати, вещь индивидуальная, и даже кривенькие ноги с выступающими коленками могут выглядеть очень хорошо. По мне, ноги должны быть изящными, с тонкой щиколоткой.

— Хорошо. Идем выше. Какая длина юбки позволительна?
— Длина варьируется. Здорово, если женщине дано чувствовать свои достоинства, которые она может подчеркнуть длиной. Я считаю, юбка должна быть выше колена. Французская длина тоже очень красива, но идет, в основном, девушкам с длинными ногами.
— Какой предпочесть силуэт юбки?
— Никакого солнца и клеша. В 60-е такие юбки носили и достаточно взрослые женщины, но в то время было два силуэта — силуэт-А и силуэт-солнце. Один был более молодежный, а другой — взрослый. В 40 лет у женщины должны быть более дорогие аксессуары, ухоженные волосы, лицо, более спокойная одежда.
— Есть ли предел вырезов и рукавов у блузок?
— Если красивые плечи, жилистые и мускулистые, то короткие рукава будут смотреться замечательно. Если не совсем ухоженные руки, то желательно рубашки с рукавом три четверти — универсальная длина, которая делает руки более изящными.
— А какими должны быть макияж и прическа?
— Женщины в возрасте не должны ходить с распущенными волосами. При этом, считаю, неприлично выходить без макияжа и колготок — с возрастом дефекты заметны. Непременно должен быть макияж, но неброский.

— До конца лета остался еще месяц. Ездили уже куда-нибудь?
— До конца лета у меня не будет возможности поехать куда-нибудь, поэтому в конце июня — начале июля я ездила в Италию. Неделю провела в Амальфи. Люблю Италию, в особенности Рим.
— Что именно нравится в Риме?
— Приехала вся в эмоциях оттуда, а Ян Рей спросил, что там может нравиться — одни развалины, не то что в Гонконге. Я люблю море, у которого есть скалы, красивая растительность. Совершенно не мой пейзаж — море, где пальмы и белый песок. Кого-то вдохновляют небоскребы Гонконга, урбанизм, а меня умиляют эти развалины. До сорока лет я ни разу не была в Риме, хотя объездила всю Италию. И вот, попав туда, я обнаружила, что это мой город. За полтора года я уже раз семь там была.
— Как вы там отдыхаете? Что делаете?
— Я просыпаюсь рано утром, когда город еще спит — он начинает активно жить в 9–9.30, а я выхожу в семь утра. У меня есть два часа, которые провожу один на один с городом. В Риме жизнь течет плавно, все наслаждаются едой, общением друг с другом. Я это очень ценю. И в Алматы могу выделить время для друзей, сидеть и ничего не делать, просто общаться.
— Значимость социальных сетей сегодня выросла в десятки раз. Продвигаете ли вы свой бренд в Instagram или Facebook?
— Социальные сети — это гениально. У меня плохо работает сайт — я плохой бизнесмен, рекламщик и пиарщик. Отдельно обученного человека для этого нет, я все время думаю, что мне он нужен. Пока у меня есть только помощник, который решает все административные вопросы. Я знаю, как работает инстаграм — у меня взяла вещь Дильназ Ахмадиева, сфотографировалась, выложила снимок в аккаунте, и у меня в момент появилось много подписчиков. Покупок больше не стало — народ пугают цены. Целевая аудитория в инстаграме немного не моя. Но, по крайней мере, меня хотят и копят деньги на платье — это тоже отрадно.