Оксана Давыденко: «Хороший певец не должен зазнаваться»

Дива откровенно рассказала о работе, отдыхе и личной технике исполнения желаний

Казахстанская оперная певица Оксана Давыденко уже выиграла свою личную гонку за мечтой — она всегда хотела сыграть Кармен и в этом году стала главной звездой современной постановки оперы Жоржа Бизе в ГАТОБ имени Абая. О том, что значит для нее эта роль, Оксана рассказала в интервью Ксении Сухомазовой.

Оксана Давыденко
Оксана Давыденко

Ксения: Оксана, расскажи о съемках ролика-презентации новой «Кармен»: в нем ты исполняешь арию из оперы прямо на улице перед ГАТОБом, а вокруг — дым, пламя и байкеры, выполняющие трюки буквально в метре от тебя. Тебе не было страшно?

Оксана: Если честно, как только началась музыка, я вышла в центр и начала петь, все остальное просто перестало существовать. Я была так увлечена, что даже не замечала мотоциклов. И не думала, что меня могут задеть: чувствовалось, что ребята — профессионалы и хорошо знают свое дело. Происходящее вокруг мне не мешало — наоборот, подпитывало энергией. Не каждый день выступаешь в такой обстановке.

Ксения: В самой постановке «Кармен» мотоциклы тоже задействованы?

Оксана: Да, у одного из главных героев, байкера Эскамильо, есть мотоцикл. На сцене будут и машины — у нас крупные декорации. В целом опера получилась яркой и неоднозначной. Мнения зрителей о ней расходятся, но посмотреть ее стоит — я всем очень рекомендую это сделать. Режиссер сразу сказал мне: «Во многих постановках Кармен вульгарна. Я хочу показать, что она не такая. В этой героине должна быть загадка». Поэтому моя Кармен — притягательная и таинственная. Настоящая женщина.

Ксения: Что ты делала до «Кармен»? Это ведь твоя первая большая роль?

Оксана: Мой голос — меццо-сопрано. Он «созревает» чуть позже, примерно к 30 годам. Я долго училась, потом пришла в театр, пела вторые партии. Постепенно мой меццо-сопрано «созрел» для «Кармен». Сразу большие партии никому не дают, даже если у певицы очень хорошие данные — в опере важен опыт.

Ксения: А почему ты выбрала оперу? Никогда не хотела стать эстрадной певицей?

Оксана: Когда-то я хотела попробовать себя на эстраде, даже мечтала петь в рок-группе. Но потом начала учиться — сначала в академии, потом в консерватории — и «втянулась» в оперу. Я и сейчас могу исполнять не только оперные арии, но и петь джаз, блюз. А рок просто слушаю для своего удовольствия — мне, например, очень нравится финская группа Apocalyptica, которая играет на виолончелях.

Ксения: Кто привил тебе любовь в музыке?

Оксана: Папа. Он всегда хотел, чтобы я пела. Именно папа привел меня в музыкальную школу, оттуда все и началось. Я пою с пяти лет.

Ксения: А ты бы хотела принять участие в конкурсе вроде «Большой Оперы»?

Оксана: Я делала это в начале своей карьеры — участвовала в романсиадах, ездила на конкурс Чайковского в Россию — там невероятная атмосфера! Тогда в жюри еще была Елена Образцова. Она лично вручала мне диплом и сказала, что ей понравилось мое выступление. Для меня это очень ценно.

Ксения: Насколько ты самокритична? Бывают ли моменты, когда ты можешь с уверенностью сказать себе: «Я спела свою партию идеально!»?

Оксана: Бывают, но редко. Чтобы пересчитать такие выступления, хватит пальцев одной руки. И это будут романсы — они даются немного легче, чем оперные арии. Но я считаю, что хороший певец не должен зазнаваться. Нужно все время работать над собой, иначе не сможешь удержаться на высоком уровне.

Ксения: Как ты восстанавливаешься после работы? Где любишь отдыхать?

Оксана: Я играю в бильярд, хожу в горы, езжу на дачу с семьей или за границу на море. Но сейчас отдыха практически нет, у меня очень насыщенный график. Главная партия — это постоянный труд.

Ксения: Кармен — партия твоей мечты?

Оксана: Конечно! Об этом мечтает любая певица с меццо-сопрано. «Кармен» — это три с половиной часа на сцене, главная героиня поет с первого до последнего акта. После спектакля у меня ни на что не остается сил, но такая работа — в удовольствие. Выходишь на сцену, и ты — главная!

Ксения: Получается, твое заветное желание сбылось. О чем ты теперь мечтаешь?

Оксана: Я очень хочу спеть в ведущих мировых театрах — в «Ла Скала», Венской опере. И делаю все для того, чтобы эта мечта осуществилась.

Ксения: У тебя есть своя техника исполнения желаний?

Оксана: Думаю, она есть у каждого человека. У меня это визуализация: если я чего-то очень хочу, представляю, что у меня это уже есть. Не воображаю себя на сцене «Ла Скала» перед сном, а постепенно иду к своей цели — разучиваю главные партии меццо-сопрано, которые нужны для работы в таком большом театре. Их нужно знать от и до, каждую ноту. Я занимаюсь по часу-два в день. С таким настроем все обязательно получится.