Вы, наверно, не заметили, но в мужских туалетах появились пеленальные столики. Знаете, что это значит? Закат традиционной семьи. Я объясню, почему это происходит, но давайте начнем с азов.
Бабушка раскладывает котлеты, папа, поводя усами, откупоривает коньяк, старший брат острит, под ногами путается маленькая племянница. Вся семья собралась за большим столом. По телевизору идут рейтинговые «Букины», играя на всем понятном поле. Дом, где уставший муж — добытчик, легкомысленная жена — домохозяйка с вечной «химией», дочь — трудный подросток и сын-ботаник.
Мир меняется с сумасшедшей скоростью. И, хотите вы этого или нет, но классическая модель семьи вот-вот канет в Лету, в лучшем случае оставив вместо себя только привычный муляж.
Узнаваемые образы, не правда ли? Еще бы. Мы встречаем их в супермаркетах, на отдыхе, на лестничной клетке, в конце концов. Это распространенная модель «традиционной» семьи. Откуда она пришла? Сейчас модно кивать на Русь — мол, еще наши предки всей кровной братией в лаптях по избе сидели. Но, с позволения уважаемых читательниц, я бы указал на другой пример — 50-е и 60-е годы XX века. Муж в костюме едет со службы, жена допекает пирог и причесывает сына, репетирует широкую улыбку. Здорово? Ну как сказать. Надо понимать, что у женщин того времени не было возможности учиться и зарабатывать с мужчинами на равных. А потому роль домохозяйки была лучшей из возможных, со всеми вытекающими, с плюсами и минусами.
Сегодня все иначе. Мир меняется с сумасшедшей скоростью. И, хотите вы этого, или нет, но описанная выше модель семьи вот-вот канет в Лету, в лучшем случае оставив вместо себя только привычный муляж. А то и вовсе трансформируется в музейный экспонат. Вроде стоянки неандертальцев или поселения колонистов Нового Света.
Что происходит
«Институт брака претерпевает значительные изменения на протяжении последних десятилетий, — рассказывает социолог Марина Николаева, — молодые люди больше стремятся к самореализации и самовыражению. Женщины становятся все более независимыми, семейные роли меняются. Вступление в брак, рождение ребенка откладываются. Статистика разводов растет, рождаемость падает, гражданские браки набирают все большую популярность».
Семейные роли меняются: добытчиком теперь может стать кто угодно, как и ухаживать за ребенком, это более не определяется «по умолчанию».
Исследования показывают: молодые пары фокусируются на карьере, отношения в семье — партнерские. Распространенное, хоть и не афишируемое понятие «забеременела — женитесь» трансформируется в бизнес-проект: каждое решение тщательно обдумывается, планы строятся на годы вперед. «Одна моя знакомая сказала: я собираюсь родить в 29, — продолжает Марина Николаева, — не в 25, не в 30, а именно в 29». Впрочем, изменения происходят очень медленно. В обозримом будущем семья останется для россиян в приоритете, но формы ее будут трансформироваться, резюмирует эксперт.
Вчера вечером я зашел поужинать в кафе. За соседним столиком сидела молодая семья. Очаровательный парень лет четырех играл с отцом — интеллигентного вида тридцатилетним мужчиной. Отец помогал сыну поесть и не испачкаться, болтал с ним, занимал, если младший начинал голосить. Все это время напротив, погруженная в ноутбук и деловые звонки, сидела молодая симпатичная женщина — очевидно, мама и жена. Она не реагировала ни на какие внешние раздражители — целиком была погружена в работу. То, о чем и говорит Марина Николаева: роли меняются: добытчиком теперь может стать кто угодно, как и ухаживать за ребенком, это более не определяется «по умолчанию».
Чего ждать
Футуролог Сергей Переслегин видит надвигающиеся изменения еще более радикальными. «Происходит истончение социальной ткани, уменьшение числа людей, с которыми вы связаны по жизни. Уже сейчас семья стала парной — когда считается, что лучше бы дети жили отдельно, а мы отдельно. Дальше уже идут синглеты — одинокие люди».
Что еще? Футуролог ожидает, что в течение ближайших десятилетий детство перестанет быть таким длинным. Это уже заметно по художественной литературе: серия книг о Гарри Поттере, к примеру, иллюстрирует, что дети вполне могут воевать со взрослыми. Рано повзрослевшие женщины смогут рожать первого ребенка уже в 12—14 лет.
К чему все это приведет
Другой сценарий развития семьи таков: появление биотехнологии внешней беременности. То есть, женщинам не придется вынашивать детей самостоятельно. Отказ от беременности и родов, по всей видимости, приведет и к отказу от грудного вскармливания. С помощью технологий homo sapiens сможет избавиться от одного из атрибутивных признаков класса млекопитающих. И понятие традиционной семьи в том ключе, в котором мы обсуждаем его сегодня, понятно, отправится следом.
Эксперты предполагают, что уже к 2050-му роботы смогут поддерживать отношения с человеком на уровне, не уступающем привычному человеческому.
Наконец, хочу вам напомнить о развивающихся технологиях искусственного интеллекта и достижениях робототехники. Уже сейчас существуют роботы, способные выполнять простейшие логические решения, взаимодействовать с человеком, помогать ему. Эксперты предполагают, что уже к 2050-му роботы смогут поддерживать отношения с человеком на уровне, не уступающем привычному человеческому. Поддержка, партнерство, секс — все понимающие и на все способные «железки» начнут заключать браки с людьми, предполагают некоторые футурологи.
Ну хорошо, роботы и внешняя беременность — это все пока фантастика. Но вот пеленальные столики в мужских туалетах — уже реальность. И это лучше, чем что бы то ни было, показывает: семья меняется, и меняется так быстро, что дух захватывает.