Сразу признаюсь: я никогда не выхожу из дома без косметики. Совсем никогда. Это не значит, что я старательно крашусь по два часа, просто, скорее всего, когда-то кто-то сказал мне что-то про неприличность самого факта нахождения в городе с «голым» лицом. Примерно как с вьетнамками — все знают, что это самая удобная летняя обувь, но в мегаполисах почему-то негласно принято ходить во вьетнамках разве что в магазин по соседству, а в остальных случаях обувать что-то более приличное. Впрочем, так как перед походом в магазин я тоже хотя бы припудриваю нос и подкрашиваю ресницы, вопросы приличия я принимаю очень близко к сердцу.
Без макияжа. Совсем.
Мне нужно было приехать на съемку без макияжа и с чистыми (желательно еще мокрыми) волосами. Сказано — сделано. Москва, понедельник, 10 утра, час пик в метро. Первые 10 минут мне почти физически больно. Я ловлю взгляды окружающих — женщины смотрят с пониманием, мужчины с интересом. Вот животные, думаю я, всегда падки на слабость, а бледное существо со всклокоченными волосами, едва собранными в неловкий пучок — это прямо-таки идеальная добыча для любителей легких жертв. Пассажирки метро в это время дня очень четко делятся на две категории. Первая не слишком многочисленная: макияж, уложенные (а до этого сложно окрашенные) волосы, украшения на руках и в ушах. Стереотипы говорят, что эти девушки одиноки: представить себе что кто-то в здравом уме с мужчиной под боком будет тратить время на такое украшательство себя сложно. Большая же часть выглядит примерно, как я: чистые волосы, выглядящие так, как будто их сушили без фена, ноль косметики, наушники в ушах и закрытые глаза. Отгорожены от мира максимально.
«Извините, я журналист, могу я задать вам вопрос? Вы замужем? А как часто вы выходите из дома без макияжа?» — спрашиваю у девушки, которая сонно покачивается у двери. Длинные светлые волосы, чистое лицо. Красивая, но с легким тональным кремом и каплей туши на ресницах она была бы сногсшибательной. Не замужем. Без макияжа — потому что утром она проспала, но на работе у нее есть косметичка со всем необходимым, и наши взгляды на приличия примерно совпадают: в офисе нужно быть накрашенной. Быстрый опрос девушек в вагоне показал примерно ту же самую картину: 11 из 15 собираются накраситься в офисе, ничего слишком яркого и «тональный крем обязательно», потому что по-другому «просто как-то не принято». А вот ответы на вопрос про наличие пары оказались статистически бесполезными: девушки поделились примерно 50 на 50. И здесь возникает вопрос: зачем мы на самом деле тратим время на макияж?
Для кого мы красимся?
Николя Деженн (Givenchy) как-то сказал, что макияж нам нужен по двум причинам. Первая — замаскировать все, что мы не хотим показывать миру, спрятать несовершенства. И эта причина весьма спорная — некоторые несовершенства гораздо проще один раз и навсегда вылечить, чем ежедневно и тщательно ретушировать, и это все понимают. Вторая же, которая, по его мнению, идеологически более верная: макияж — это наш способ коммуникации с миром. Примерно, как одежда: сегодня мы можем быть нежными и женственными, завтра — активными и даже агрессивными. Причем макияж в этом смысле работает даже лучше костюма, потому что это послание не в лоб, окружающие считывают эту информацию не слишком сознательно. А Наталия Черкасова, визажист с почти тридцатилетним стажем, уточняет: в основном эти послания мы отправляем... все-таки мужчинам. А мужчины, что характерно, считывают их еще ненавязчивее.
Накладные ресницы сможет просканировать и мысленно «оценить» другая женщина, мужчина же лишь увидит, что у вас потрясающий, соблазнительный и сексуальный взгляд. И какие-то невероятно притягательные губы, и нежный румянец, а не помада и румяна — в массе своей они просто неспособны уловить эти хитрости.
Когда его много — мы вооружены и опасны
Этим летом инстаграм взорвал тэг #ThePowerOfMakeup. Он вовсе не о естественности, а о макияже именно в качестве искусства: слишком явно прорисованные глаза с накладными ресницами на одной половине лица, абсолютно голая кожа — на второй. Мысль, которую авторы этого флешмоба пытаются вложить в саму идею, ускользает: макияж — это хорошо? Макияж — это странная прихоть? «Я красива и без макияжа, и с ним», — уверенно пишут блогеры, но, судя по всему, они лукавят, потому что на фотографиях половинки их лиц как будто принадлежат двум разным людям, и они обе не всегда привлекательны в общечеловеческом смысле. Но в качестве иллюстрации к двум полярным точкам зрения на макияж как на искусство — подходит идеально.
Когда его нет, мы полностью беззащитны?
Очередная попытка принести нам добро и пользу получилась у Amway: они недавно запустили собственную кампанию, оценить масштабы которой можно по тэгу #утробезмейкапа. И вот что интересно: примерно половина участниц на фото явно с накрашенными ресницами, некоторые и вовсе с помадами. Честная фора у тех, кто красит брови перманентной краской и просыпается с уже «оформленным» лицом, а обладательницы аккуратных наращенных ресниц лидируют в соревновании лайков с большим отрывом. Но сама идея фотографий так называемой голой правды с учетом места проведения флешмоба выглядит слегка лицемерно: фильтры инстаграма сами по себе отлично сглаживают действительность, примерно как тот самый легкий макияж, без которого я обычно не выхожу из дома.
Голое лицо без капли тонального крема как будто становится огромной, потенциально уязвимой мишенью — чистой воды психология с воображаемым «щитом», который отделяет тебя от внешнего мира и всегда работает. Примерно год назад L'Oreal опубликовал шокирующие результаты исследования, которые доказывали, что каждая третья женщина страдает «порексией»: беспокойством, связанным со слишком большим размером пор кожи. Учитывая, что поры невозможно назвать недостатком кожи — это часть ее естественного строения — картина получается удручающей.
19% девушек никогда не выкладывают в соцсети фотографии без дополнительной обработки, а 13% и вовсе не делают селфи, потому что стесняются несовершенства собственной кожи.
Но есть и другая сторона медали: в этот понедельник со съемки я ехала в полной «боевой» раскраске. Черные smoky eyes, которые прекрасно смотрелись в кадре фотографа, в желтоватом свете метро выглядели слегка инфернально, а при дневном свете на улице и вовсе странно. И статистическая картина внимания поменялась с точностью до наоборот: женщины изучали мое лицо с нескрываемым любопытством. Мужчины же лишь бросали быстрые взгляды и тут же утыкались в свои телефоны. «Слабаки», — подумала я, прекрасно понимая, что агрессия, буквально написанная на моем лице, транслирует миру какое-то совсем чужое, но очень понятное послание. И тут же вспомнила книгу Брене Браун «Сила уязвимости», которая рассказывает не о макияже, а о жизни, но основной ее посыл звучит как «не бойтесь быть уязвимыми». Брене честно пишет, что в этом случае, скорее всего, мир вас ударит в больное место (просто по привычке — мир так устроен), но без способности открыться и показать себя такой, какая вы есть, лучше и вовсе не жить. Вполне стоит того, чтобы попробовать.