Личные отношения стали публичными
«Когда уместно публиковать селфи с новым бойфрендом?» — думаешь ты, едва продышавшись после расставания со старым.
Конечно, можно старого забанить. Но, возможно, вы расстались не совсем истерично и даже отчасти «остались друзьями».
Не, ну вот честно. Это реальность. Ты ходишь и снимаешь все подряд: еду, себя в новых кедах, объявления в подъезде. Три-четыре поста каждый день. Это уже привычка. А потом надо просить друзей, чтобы не чекинились вместе с тобой — и не выкладывали те фотографии, где ты вдвоем с новым мужчиной.
Это новая этика отношений (и разрывов).
Вот один знакомый сразу же после того, как заявил жене, что больше ее не любит, стал постить снимки с новой девушкой — и такие восторженные, что это было ужасно неловко. Ну, хотелось ему, конечно, похвастаться и поделиться (а кому не хочется? Это уже часть нашей культуры), но все знали — бывшая страдает. И это, действительно, выглядело неуместно.
Так что вопрос — когда делать это пристойно?
Социальные сети изменили даже отношения — теперь все публично. Личная жизнь уже не такая личная. Особенно если у тебя открытый профиль. Каждый из нас стал сам себе и знаменитостью и папарацци. Если у тебя нет фейсбука — ты не существуешь. И любая социальная сеть — это уже часть не только нашей жизни, но и любовных отношений.
Все внезапно стало по-другому. Не только из-за фейсбука, конечно. Произошли решительные изменения во всем.
Отношения на расстоянии стали возможны
Социальные сети, всякие программы вроде skype или whatsapp — вот непонятно, это причина или следствие. Иногда трудно понять — они подыгрывают времени или опережают его.
Ведь, если честно, то лишь благодаря им стали возможны отношения на расстоянии. Ну и, конечно, снижение цен на авиабилеты. И шенгенская зона, внутри которой можно ездить без препятствий. И мультивиза.
Сейчас уже не понимаешь, где находятся твои знакомые. Сегодня они бездельничают где-то в Перудже, а завтра работают во Франкфурте. Мой друг из Тель-Авива год встречался с девушкой из Мюнхена. Потом у него была девушка в Риге. Подруга из Сан-Франциско три года встречается с мужчиной из Санкт-Петербурга. У приятельницы из Берлина молодой человек живет в Лондоне.
Расстояние — это уже не проблема. Общаться можно сколько угодно — без звука, со звуком, с видео или без. Вдруг стала удобна такая схема, когда ты пару недель занимаешься только своими делами, работаешь, встречаешься с друзьями, а потом неделю или сколько там посвящаешь сексу и романтике.
Так спокойнее. Приятно, конечно, если рядом с тобой каждый день есть кто-то, кого ты любишь и хочешь, но разве нам не приходится разрываться, выкраивая время и для отношений, и для себя, и для карьеры?
Отношения стали партнерскими
В старые добрые времена, то есть буквально лет десять назад, женщина, конечно, мечтала добиться успеха, но все-таки она больше думала о мужчине, о «единственном», о том, чтобы стать женой, матерью.
И вот я смотрю на знакомых мужчин и вижу, что те, кому сейчас лет 35—40 (те, кто за последние десять лет успел жениться, завести детей), разводятся и начинают новые отношения. Причем не просто с другой женщиной (такой же, но новее и лучше). Их бывшие — это женщины, которые бросили работу ради семьи. Они — жены. Дом, дети. Новые — это уже современные девушки, которые не просто работают, а делают карьеру, снимают хорошую квартиру, путешествуют за свой счет.
Мужчины внезапно осознали, что самостоятельная женщина — это не какое-то феминистское пугало, а друг, партнер, поддержка.
Отношения стали легче
Раньше образ одинокого человека, который приходит в пустую квартиру, так и не познакомившись ни с кем в баре, отлично продавался — в романтическом кино, книгах, песнях. Вспомним хотя бы Бриджит Джонс.
Сейчас это все кажется далеким прошлым — хоть «БД2» вышел в 2004 году, всего десять лет назад. То есть десять лет тоже не так много, но ощущение — что прошло целых пятьдесят.
Между расцветом классических сайтов знакомств и программами вроде Tinder — эпоха. На сайтах есть ощущение, что выбирают тебя. В Tinder — выбираешь ты. Да, это дает легкость и уверенность.
И это упрощает жизнь. Не хочешь сидеть в баре и ждать, когда же к тебе кто-то подойдет, — и не надо. Можно быть дома, с бокалом вина, смотреть любимые серии.
Tinder, кстати, сделал очень важную вещь — он изменил женскую психологию. «А мне ждать, когда он что-то напишет?» — вот первый вопрос от тех, кто только начал пользоваться приложением. Ответ — нет. Наоборот, здесь принято, чтобы женщина сама писала. Необязательно первая, конечно, но желательно. Как-то так сложилось. И это вдруг освобождает от массы старорежимных комплексов.
Мы живем в прекрасное время — время, может, и не таких значительных перемен, как полет в космос, например, но когда меняется не мир, а мы сами.
За десять последних лет изменилось больше, чем это можно представить. Открытость мира, доступная связь, все эти технологии — от смартфонов до мезотерапии, незаметно лишают нас привычных комплексов, подталкивают жить по-другому, чувствовать по-другому. Задумайтесь — первый iphone вышел в 2007 году, восемь лет назад, а это драматически изменило качество жизни, наши привычки. Мы живем в прекрасное время — время, может, и не таких значительных перемен, как полет в космос, например, но когда меняется не мир, а мы сами.