Climat, Ellipse и Fidji: что произошло с легендарными духами прошлого

Говорят, что парфюмерной памяти не существует. Почему же мы так часто скучаем по ароматам далекого прошлого? С помощью парфюмерного эксперта Галины Анни разбираемся в вопросе.

Чувства к любимым духам можно сравнить с чувствами к любимому мужчине: все понимают, что альтернативных вариантов сотни тысяч, но почему-то именно на нем сходится клином белый свет. Поэтому, когда наши любимые духи исчезают, эту потерю пережить нелегко, и мы пытаемся вернуть их в свою жизнь или... начать новую историю. Что проще?

Что случилось с историческими формулами

Несколько лет назад Тьерри Вассер, парфюмер Guerlain, жаловался, как сложно угодить поклонникам ароматов марки. «Вы не представляете, сколько я слышу жалоб на то, что Shalimar стал каким-то не таким. Хотя на самом деле он стал «не таким» довольно давно — хотя бы потому, что с современными запретами невозможно выпускать духи в исторических формулах. Но дело в том, что на самом деле мы очень тщательно подходим к формулам: специальным аппаратом, естественно, можно определить, что именно изменилось, но нос — особенно обычный и нетренированный неспособен уловить разницу между запахами. Скорее всего, это субъективное восприятие играет злые шутки. Однажды у нас была история мы поменяли дизайн коробки у одного аромата, не меняя композицию. Количество возвратов духов было чудовищным. Людям казалось, что аромат стал совсем другим».

Львиная доля работы парфюмеров Chanel — это вовсе не создание новых шедевров на долгие годы вперед, а подгонка формулы Chanel No5 под точное соответствие оригиналу. Потому что урожай жасмина и роз год от года может быть разным, а это значит, что и парфюмерное сырье будет год от года отличаться.

Эти особенности сопровождают практически все легендарные духи. В Guerlain, кстати, решили эту же проблему по-своему: Тьерри Вассер практически не использует чистые экстракты, отдавая предпочтение купажам роз из разных стран. Но печальная правда современности такова: даже если не ставить задачу воссоздания тех самых духов, любые духи гораздо проще делать из синтетических компонентов. Они стабильны, их можно производить сколько угодно — с точки зрения бизнеса это идеальный вариант. Как же быть с «теми самыми духами»?

Back in the USSR

Любовь наших дам к французским духам была невероятна: они были дороги, престижны, коробочки хранили, как зеницу ока, а пользовались духами по особым случаям. Импортных марок на нашем рынке было немного, но даже с учетом этого настоящие хиты можно пересчитать по пальцам. Цветочный Estee от Estee Lauder — торжественный, по модному легкий и дневной аромат. Шипровый Fidji Guy Laroche, который даже сейчас, спустя несколько десятков лет, многие пытаются найти на аукционах, потому что подобрать ему замену — как и в принципе найти замену любимым духам — невозможно. Абсолютный бестселлер тех времен — Ellipse от Jacques Fath. Когда марку Jacques Fath несколько лет назад возродили, владельцы сразу же отказались даже пробовать возвращать на рынок именно эти духи: дескать, дважды в одну реку не войдешь, оставьте вы эти затеи. И, конечно, тогда был Climat — та самая коробочка настоящих французских духов из фильма «Ирония судьбы». 

Шлейф Climat в Советском Союзе сопровождал и дам серьезных, и дам легкомысленных: гармоничный и элегантный цветочно-альдегидный букет со свежими зелеными нотами и любимыми нашими женщинами нотами ландыша, угодил всем.

От первого лица: рассказывает Галина Анни

«Все началось со звонка из Lancome почти год назад. Меня обрадовали новостью, что марка хочет перевыпустить те самые легендарные Climat. И не могла бы я, как эксперт и коллекционер винтажных ароматов, оценить, насколько близок новый аромат к оригиналу? Конечно, с учетом того, что некоторые ингредиенты было необходимо заменить, исходя из современных требований и ограничений: речь, главным образом, шла о животных компонентах — таких, как амбра, мускус, цивет.

Lancome привез мне три образца от компании Symrise — одного из основных производителей духов и парфюмерных баз, которая и занималась воссозданием аромата. Мне нужно было решить, какой из образцов максимально приближен к «тем самым Climat».

Такую серьезную ответственность я решила разделить, и собрала заседание небольшой фокус-группы — тех, кто помнил Climat «до девяностых» или на мамином трельяже, или на собственном туалетном столике. Все волновались, горячо обсуждая шлейф, раскрытие, стойкость, особенность ландышевого аккорда, мускусы, амбровые ноты, сандал и бергамот. В результате один образец был выбран подавляющим большинством голосов. Он и пошел в производство.

Climat, версия 2015 года: всего 3000 экземпляров выпущено специально для России
Climat, версия 2015 года: всего 3000 экземпляров выпущено специально для России

Самым сложным во всей этой истории было смириться с тем, что параллельное тестирование устроить невозможно. «Те самые французские духи» сохранились только в нашей памяти, мы сравниваем наши сегодняшние впечатлениями с воспоминаниями, а они бывают обманчивыми. И трава была тогда зеленее, а деревья были большими. И прикосновение к шее стеклянной пробочки, обвитой разноцветной плетеной тесьмой, было непременной составляющей старинного ритуала. Если же брать сохранившиеся винтажные экземпляры (а у меня, как у коллекционера, в руках их побывало немало), то они, к сожалению, тоже прошли испытания временем и далеко не так свежи, как были сорок лет назад. Чем старше духи, тем меньше шансов, что до 2015 года они дошли в добром здравии, даже если флакон хранился в запечатанном состоянии все эти 48 лет со дня своего выпуска. Все любители старых Climat говорят о новых разное, и это, мне кажется, главный показатель того, что объективно различия сформулировать трудно. Мускус, зелень, белые цветы: в том ли порядке раскрываются, так ли звучат, как вспоминаются, — тема для дискуссий, и это здорово».

Удачные реинкарнации легенд: Volnay Paris Brume D'Hiver, Jean Patou Deux Amours, Carven Ma Griffe
Удачные реинкарнации легенд: Volnay Paris Brume D'Hiver, Jean Patou Deux Amours, Carven Ma Griffe

Вместо эпилога

В прошлом году Guerlain все-таки выпустил коллекцию исторических ароматов. С теми самыми формулами — настолько «теми самыми», что в продажу не поступил ни один флакон, в современных условиях эти духи не соответствуют стандартам безопасности. Но их можно понюхать в парижском бутике марки или исторической «Осмотеке», где собрана вообще вся парфюмерная история. Lancome выбрал свой путь: это не первый опыт воссоздания популярных духов, но благодаря такому вниманию к нашим женщинам, он достоин войти в новейшую историю парфюмерии. «Не только те, кто ностальгирует по старым Climat, могут полюбить эту версию, — уверена Галина Анни. — Наоборот, те, кто не помнит его вездесущего шлейфа, способны им увлечься. Свежим, с каплями росы, ярким, изящным цветочным букетом». В эту реку все-таки можно войти дважды — по крайней мере, это интересно.