В это трудно поверить, но, похоже, интернет-пользователи наконец-то устали часами позировать перед камерой своего смартфона и обрабатывать снимки, чтобы показать миру идеальные кожу, волосы, пресс, дом, бойфренда и даже детей. Теперь все чаще в Instagram и Facebook можно увидеть фотографии из реальной жизни реальных людей. У которых бывает плохое настроение, неубранная комната, неидеальное тело. И которые на завтрак едят бутерброд с колбасой, а не дефлопе с крутоном. И отдыхать они чаще ездят в Турцию, а не на Мальдивы.
О том, почему юзеры больше не хотят выглядеть идеальными, редакции «Леди Mail.Ru» рассказали психологи.
Устали поддерживать иллюзию идеальности
Буквально на днях юная звезда Instagram Эссена О`Нил, блог которой насчитывает почти миллион подписчиков, объявила, что из-за постоянной необходимости выглядеть идеально она чувствует себя несчастной.
Еще бы: девушке приходится тратить слишком много сил, чтобы получить всего один идеальный снимок. Цена удачного кадра: время, нервы и хорошие отношения с близкими.
«Это действительно трудно — ежедневно тратить свое время, по сути, на обман, — объясняет психолог Елена Лаврова. — Более того, люди любят самосовершенствоваться, и поэтому стремятся сделать следующий кадр еще лучше предыдущего. А это значит — еще больше времени, усилий и переживаний».
Жить в состоянии постоянного напряжения трудно, и, видимо, уже накопилась такая сильная усталость, что пользователи соцсетей поняли: пора отдохнуть.
Не могут больше подавлять негативные эмоции
Вообще, вполне логично, что вслед за первым трендом «идеализации» появился этот. «Показывая лишь одни позитивные эмоции, мы вытесняем, подавляем негативные, — объясняет Елена Лаврова. — Лишаем себя возможности самовыражаться свободно, быть разными».
По мнению психолога, создание «идеальной картинки», по сути, — визуализация наших желаний. И она могла бы сработать, если бы не отнимала столько времени и сил. На реальные действия просто не остается ресурсов. Но наше подсознание очень мудро и все равно позволяет проявиться подавленному негативу. Чаще всего — в виде юмора и сарказма.
Например, одна американская пара решила высмеять любимую манеру людей делать счастливые селфи. Симпатичные девушка и юноша всегда выглядят хмурыми. Даже свадьба лучших друзей и поездка в Диснейленд — не повод улыбаться, считают они.
«Жизнь более разнообразна и реальна, она дарит более яркие и живые эмоции, чем жизнь в соцсетях ради высокого рейтинга своих «красивых» фотографий», — соглашается психолог Роман Таланов.
Желают быть понятыми и принятыми
Идеальный блог выглядит красиво, притягательно, маняще. Правда, вызывает не только восхищение, но еще и недоверие, зависть. «Видя реакцию друзей и совершенно незнакомых людей, человек понимает: все его усилия по созданию «идеальной картинки» бессмысленны. Ему не верят», — объясняет Елена Лаврова.
Можно сказать, все желающие уже успели побыть этакими «мини-селебрити» и ощутить все прелести «звездного» положения: среди их подписчиков числятся как поклонники, так и хейтеры. Очевидно, что самые обычные люди в отличие от звезд не вполне готовы сталкиваться с обратной стороной популярности. Ведь в большинстве случаев мы начинаем вести соцсети для того, чтобы просто быть на виду, общаться и поддерживать отношения.
Хотят рассчитывать на помощь и понимание
Когда вы видите блог идеальной жены, мамы, успешной или красивой девушки, что обычно думаете? Конечно, что человек живет припеваючи, в его розовом мире единороги скачут по радуге, а из-под их копыт сыпятся печенья и конфеты.
«Показывая идеальную картинку, мы словно запрещаем себе признаться: я устала, я плохо себя чувствую, мне нужна помощь, — уверена Елена Лаврова. — При этом вероятность, что друзья и близкие вообще станут интересоваться вашими делами, стремится к нулю. И так же видно — все прекрасно!»
Блогер Челси Фэген поняла, что бардак и неидеальность — отличный повод поговорить. Она предложила своим подписчикам показать их настоящую жизнь. Ленту соцсети тут же заполнили снимки куч грязного белья, дряблых мышц, немытой посуды. Этот флешмоб выглядел не самым приятным образом, но поднял настроение многим юзерам.
Реагируют на кризис
По мнению еще одного нашего эксперта — психолога Татьяны Панковой, причина популярности этого тренда конкретно в нашей стране — кризис. «Объективная картина реальности становится все более суровой. И для того, чтобы хорошо жить, необходимо прилагать все больше усилий», — считает психолог.
Многим приходится работать больше, но доходы все равно падают, цены растут. На этом фоне картинки «сладкой жизни», до которой теперь еще сложнее дотянуться, не вызывают ничего, кроме раздражения.
Вообще, можно сказать, эта тенденция отражает состояние общества, его мироощущение.
Чувствуется, что пришли времена если не пессимизма, то пессимистичного реализма. А когда умами людей владеет такое настроение, места для наивных иллюзий не остается.
Комментирует психолог Екатерина Зимовская:
Люди готовы показывать оборотную, теневую сторону своей «идеальности». С психологической точки зрения за этим, с одной стороны, стоит потребность «вернуть себя себе», дать себе право на ошибку, стать более живым и реальным. Это позволяет снизить тревогу и сбросить напряжение.
С другой стороны — это протест против давления суровых социальных стереотипов, послание из разряда «я не обязана соответствовать тому, что вы обо мне придумали». Тренд отказа от идеальности на первый взгляд выглядит более здоровым.
По крайней мере, в нем больше правды и жизненности, ведь жизнь ценна именно своей многогранностью. Исключая из нее ошибки, боль, грусть и другие неприятные переживания, мы лишаем себя важной части нашего внутреннего мира. Но во всем важно сохранять баланс. А главное — не забывать о том, что жить и общаться куда приятнее в реальном, а не в интерактивном мире.