Безопасность в соцсетях: как защитить себя от мошенничества и оскорблений

Находясь онлайн, мы не только любуемся котиками, читаем новости и узнаем, как дела у друзей. Еще мы сталкиваемся с хамством и другими неприятными поступками других пользователей. Как защитить себя от неприятностей?

Если ваше фото используют в качестве рекламы

Чаще обычного оказываются в неприятных ситуациях публичные люди — блогеры, администраторы популярных пабликов и, конечно, звезды. Их окружает много самых разных людей, которые не стесняются в выражениях. Но гораздо хуже, когда результаты их труда незаконно используют мошенники в рекламных целях.

С такой проблемой постоянно сталкивается Саша Версаль — популярный тренер и спортивный нутрициолог, чью страницу «Вконтакте» читают почти 40 000 пользователей. «Мои фотографии «до и после» регулярно оказываются на сайтах, в различных сообществах о стройной фигуре, а еще — как иллюстрация самых странных средств для похудения. Что за последние годы я только не «рекламировала» — и чаи, и ягоды годжи, и зеленый кофе». По словам девушки, сейчас ее фотографии активно используют и в Instagram.

Саша Версаль добилась впечатляющих результатов благодаря здоровому образу жизни и правильному питанию и не намерена рекламировать сомнительные способы похудения
Саша Версаль добилась впечатляющих результатов благодаря здоровому образу жизни и правильному питанию и не намерена рекламировать сомнительные способы похудения

Что делать? «Честно говоря, я человек занятой, и у меня просто нет времени отслеживать подобные публикации, но всегда находятся друзья, которые сообщают мне о нарушениях, присылают скриншоты и ссылки, — рассказывает Саша. — Как я отстаиваю свои права? Очень просто — публикую на своей странице пост и прошу друзей «пожаловаться» на публикацию. Коллективная жалоба в техподдержку соцсетей приносит молниеносный результат — паблик или страницу нарушителя блокируют».

Вот так подписчицы помогают Саше бороться с несправедливостью
Вот так подписчицы помогают Саше бороться с несправедливостью

Могут ли навсегда заблокировать паблики, вводящие пользователей в заблуждение? «Каждый случай рассматривается отдельно, — объяснили представители пресс-службы «Вконтакте». — Но в любом случае проблема пользователя будет решена — фото удалят».

Если вас оскорбляют

Перейти тонкую грань между выражением собственного мнения и оскорблением довольно легко. Например, комментарий «Маша — дура» — безусловно, оскорбление. А вот фраза «Маша совершенно не умеет делать макияж» — нет, хоть и может сильно обидеть. Оскорбить могут не только публичные комментарии, но и личные сообщения, которые стали доступны публике. Задеть чувства способно и обычное коллективное фото, на котором пользователь не нравится сам себе, потому и требует его удалить.

Что делать? «Первое, что можно сделать – нажать «пожаловаться» или занести в черный список. Вы автоматически не будете видеть контент от этого пользователя. Далее, если оскорбления продолжаются уже не в личных сообщениях или в комментариях к вашим постам или фото, стоит написать об инциденте в службу поддержки. В «Одноклассниках» ответ на жалобу можно получить примерно в течение часа, но не более чем через 7 часов», — рассказывает пресс-секретарь соцсети Анастасия Жбанова. Больше вас беспокоить не будут.

Правда, есть нюансы. «Все жалобы рассматривают агенты — люди, которые читают переписку, анализируют, как человек в принципе реагирует на комментарии, — рассказали представители «Вконтакте». — Может оказаться, что юзер кого-то оскорбил первым и получил соответствующий ответ. В случаи взаимной перепалки мы не вмешиваемся. А вот если безобидного человека начали «травить» без видимых причин, тогда принимаем меры».

Часто пользователи сами провоцируют конфликтные ситуации. Будьте внимательны друг к другу
Часто пользователи сами провоцируют конфликтные ситуации. Будьте внимательны друг к другу

Наконец, не дожидаясь окончания разбирательств, можно оградить себя от нежелательного персонажа, добавив его в «черный список».

И еще такой момент: техподдержка соцсетей не может проводить расследования и доказать вину того или иного пользователя, если его обвиняют в мошенничестве и преступлениях. Так что в этих случаях, чтобы защитить свои честь и достоинство, придется обратиться в суд.

«Суд в каждом конкретном случае устанавливает факт наличия/отсутствия сведений порочащего характера. Несмотря на то, что в законе отсутствует четкий перечень признаков, по которым можно отнести сведения к порочащим, такой пробел восполняется судебной практикой», — помогает разобраться в вопросе юрист Дмитрий Бабичев.

И приводит текст Постановления Пленума Верховного Суда РФ:

Порочащими являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной жизни...., которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина.

Интересно, что обидчиками могут быть не только школьники, но даже пожилые люди. Например, в 2014 году пользователи соцсетей из Оренбургской области подали в суд на пенсионерку, которая оскорбила их честь и достоинство, опорочила деловую репутацию. Дело было выиграно, суд обязал старушку выплатить приличную для нее сумму в качестве моральной компенсации. Саратовца, неподобающе ведущего себя в соцсетях, суд приговорил к 5 месяцам исправительных работ. А жительница Омской области была наказана штрафом за оскорбление... своей дальней родственницы!

Постарайтесь не публиковать в Сети компрометирующие фото или оставьте свой профиль закрытым
Постарайтесь не публиковать в Сети компрометирующие фото или оставьте свой профиль закрытым

Если из вашего фото сделали обидный демотиватор

Героем нелепого снимка сейчас может стать кто угодно — и храпящий пассажир метро, и аляповато одетая девушка, идущая по улице. Камеры смартфонов повсюду, и доморощенные папарацци, такое ощущение, только и ждут, чтобы запечатлеть сенсацию и рассмешить снимком своих френдов.

Самое неприятное — что снимок разлетится по Интернету, и найти виновника окажется практически невозможно. «Важно понимать, что сейчас Интернет повсюду, — объяснили в пресс-службе «Вконтакте». — И может сработать такой эффект — чем активнее человек пытается удалить изображения со своим участием, на публикацию которых не давали разрешения, тем активнее они могут распространяться. Просто потому, что пользователь сам об этом начинает рассказывать».

Что делать? Конечно, поддержка пользователей любой соцсети удалит нежелательные публикации. Но во многих случаях обезопасить можно себя самостоятельно. Достаточно помнить, что камеры повсюду, и вести себя в публичных местах адекватно. И уж, конечно, не публиковать на своей странице компрометирующие фотографии.

В конце концов, если вы трепетно относитесь к своей репутации, можете просто ограничить видимость собственной страницы в соцсетях. И никто, кроме ваших родных и друзей, не сможет следить за вашими публикациями.

Краткая инструкция о том, как защитить себя:

  1. «Пожалуйтесь» на пользователя: эта опция есть и в Facebook, и в «Одноклассниках», и во «Вконтакте». В ближайшее время техподдержка соцсетей отвечает и решает вашу проблему. В любом случае, у каждой соцсети есть подробные инструкции, как сообщить о нарушениях и защитить себя.
  2. Если вы желаете, чтобы обидчик был наказан по закону, то необходимо сделать скриншот и обратиться в суд. Суд решит, произошло ли нарушение ваших прав, и определит наказание обидчику.
  3. Если не хочется длительных разбирательств, можно просто добавить пользователя в «черный список» и больше никогда не получать от него сообщений и комментариев.