Тема сексуального домогательства на работе в нашей стране обсуждается довольно вяло. Многие считают этот вопрос вообще не стоящим внимания, а в российском уголовном и административном кодексе пока даже нет такого понятия, и, соответственно, не предусмотрено наказания.
А между тем проблема актуальна. Особенно часто страдают от неуместного мужского внимания женщины, работающие в сфере обслуживания: консультанты, продавцы, хостес и администраторы. Труднее всего приходится официанткам — они должны хорошо выглядеть, быть приветливыми и профессиональными. А часто посетители ресторанов, кафе и, особенно, баров, воспринимают такое поведение как флирт. И «отвечают» на него. Иногда навязчиво.
Марина, 23 года, ночной клуб Soho Rooms: «Иногда за моими столиками сидят накачанные алкоголем озлобленные мужчины»
«Я работаю официанткой в одном из самых известных клубов Москвы. Сюда мужчины приходят, чтобы познакомиться с девушками, и, наоборот, многие красавицы ищут здесь своего прекрасного принца.
Складывается вечер не у всех, и иногда к концу смены за моими столиками сидят накачанные алкоголем озлобленные мужчины, которым все отказали. Это группа риска. Я работаю уже пару лет, за это время было несколько неприятных ситуаций, но без домогательств. Скорее мужчины делали не очень приятные замечания или грубо разговаривали.
Если клиент повышает голос или пристает к официантке, то к нему сразу же подходит охранник и делает замечание. Поэтому я на работе чувствую себя в полной безопасности».
Ольга, 23 года, ресторан «Кофемания»: «В работе официантки всегда есть риск»
«Я работаю в основном по утрам, 70% гостей в это время — постоянные, в основном семейные, большую часть я давно знаю. У нас в ресторане публика очень деликатная, но я сразу же всем рассказала, что я замужем. Хотя с молодым человеком мы пока даже не живем вместе.
В работе официантки всегда есть риск стать объектом мужского внимания и недвусмысленных замечаний, хотя считаю, что все зависит от того, как девушка себя ведет.
У нас работают очень симпатичные девушки, практически все модельной внешности, не секрет, что многие из них выбирают «Кофеманию» для работы из-за статусных мужчин-посетителей и возможности с ними познакомиться. У девушек-хостес зарплата небольшая, и дамы идут больше за знакомствами. Я работаю официанткой, и если честно, то прибыльнее работы у меня еще не было.
У нас, официантов и менеджеров, хороший процент от продаж, плюс чаевые. Меня часто приглашают на свидания, даже присылают цветы с водителем. Но больше, чем вежливое «спасибо», они от меня не получают.
Я не хочу рисковать работой, тем более что каждый день вижу за столиками, которые обслуживаю, девушек, проводящих половину своего дня за чашкой чая в надежде, что к ним подойдут и завяжут беседу. Даже если это случается, девушки возвращаются вновь и вновь».
Мария, 34 года, ресторан «Джон Джоли»: «Уверена, за меня бы сразу заступились»
«Работа официантки очень тяжелая. Помимо того что практически 14 часов в день ты проводишь на ногах, без права присесть, тебе еще и не очень много платят. По крайней мере у нас ставка официанта в день 750 рублей, из которых мы отдаем 200 бармену за то, что он протирает посуду, и 100 — хостес за то, что она рассаживает гостей за наши столики. Вся прибыль — это чаевые.
Часто клиенты принимают улыбку и вежливый разговор за желание понравиться. А на самом деле мы просто хотим получить хорошие чаевые. Стандартные чаевые — это 10%, но из них мы отдаем ресторану 3%. А вот все, что свыше этих 10% — это уже остается нам. Я стараюсь вести себя максимально корректно, чтобы меня не поняли двусмысленно.
Пару раз просили телефончик, а один раз мужчина показал мне жест «класс». Ко мне сразу же подошел наш старший официант и спросил, все ли у меня в порядке, не нужно ли меня подменить, если ко мне пристают.
Так что, случись что, пострашнее поднятого вверх большого пальца, я уверена, за меня бы сразу заступились».
Алиса, 35 лет, «Ирландский паб»: «Часто мужчины ведут себя назойливо»
«Пивной паб — это место, где много мужчин и много пива. Часто эти мужчины, разгоряченные алкоголем, ведут себя весьма назойливо по отношению к официанткам. Но в основном тушуются от моего строгого взгляда. Свою симпатию они выражают чаевыми.
Бывали случаи, когда, выпив всего пару кружек пива, мужчина оставлял тысячу рублей или две на чай. Я в таких случаях делаю вид, что ничего особенного не произошло, и не даю повода продолжить знакомство.
Недавно мне попался один клиент, которого это оскорбило. Он явно хотел познакомиться поближе, получив вежливый отказ, стал агрессивным. Сначала оскорблял меня, потом стал кричать, что я дура и продажная женщина.
Таких клиентов охрана сразу выставляет из заведения. Но этот не успокоился. Он нашел меня в социальных сетях, стал писать обидные комментарии, обзывал жирной и писал, что ни один мужик на меня теперь не клюнет.
Вот это было намного страшнее, чем ситуация в пабе. Мало ли что взбредет такому сталкеру в голову. Через пару недель он успокоился, пришел в паб и попросил прощения. Теперь он снова наш постоянный клиент, о той ситуации я стараюсь не вспоминать».
Анна, 39 лет, закусочная «Стар догс»: «Охраны нет, мы сидим одни всю ночь»
«Наши закусочные расположены по всей Москве и работают круглосуточно. От того, куда тебя поставит менеджер, зависит не только твоя выручка, но порой и жизнь.
Недалеко от метро, в жилых районах работать труднее — там большая проходимость, — но и намного безопаснее. А вот есть места, где за ночь зайдет один-два клиента, купят хот-дог на вынос и уйдут. Охраны у нас нет, мы сидим одни всю ночь.
Однажды ко мне в закусочную ночью зашла группа мужчин. Сначала они пытались со мной флиртовать, но устав запрещает нам разговаривать с клиентами. Мы можем только рассказать про сосиски или булочки, про соусы. Парней это обидело, они стали кричать, потом сказали, что я пожалею о том, что так неуважительно к ним отнеслась.
Как в тумане помню, что один из них достал пистолет и стал им размахивать. Слава богу, у нас во всех киосках и закусочных стоят камеры. Я указала ребятам на камеру, сказала, что наряд милиции будет тут через 15 минут, и они испарились.
А я уволилась и больше в сфере обслуживания работать не хочу».
Имена всех официанток, принявших участие в опросе, изменены.