Похищение невесты в Казахстане: обряд или преступление

Выясняем, откуда появился самый странный способ создания семьи.

Несмотря на то, что на дворе уже давно ХХІ век, понятие «кража невесты» все еще существует. Что это: сохранившийся до наших дней обряд или преступление, за которое похититель должен нести ответственность по закону? Предлагаем разобраться, откуда появился самый странный способ создания семьи.

Кадр из фильма «Кавказская пленница»
Кадр из фильма «Кавказская пленница»

Начнем с того, что кражу невесты нельзя отнести к традиционным казахским обычаям, поскольку он был распространен у многих народов. И не только у тюрков, но и у славян, римлян и греков. Вспомнить хотя бы Сабинскую войну, легенду о похищении Европы или всеми любимый фильм «Кавказская пленница». Способы, масштабы и методы были разными, но цель одна — кража с целью женитьбы.

Что касается казахов, то обряд похищения невесты берет начало с тех давних времен, когда девушка редко могла сама выбрать себе мужа. Чаще всего дочери были уже сосватаны: с рождения или иногда даже до рождения. Именно отсюда происходят понятия «бесік құда», «бел құда» или «құрсаққұда». Люди, хорошо знакомые между собой или являющиеся друзьями, зная, как важно то, в какой семье растет и получает воспитание жених или невеста, часто договаривались между собой о свадьбе детей еще во время беременности матери («бел құда» или «құрсақ құда») или сразу после рождения сына или дочери («бесік құда»).

Картина Валентина Серова «Похищение Европы»
Картина Валентина Серова «Похищение Европы»

Иногда звезды складывались так, как нужно, и дети действительно создавали свою семью. Но бывало немало случаев, когда к моменту замужества сердце девушки принадлежало другому. И не желая выходить замуж без любви, девушка договаривалась со своим избранником, чтобы ее выкрали. Ведь сама она уйти не могла. В этом случае калым за нее мог не уплачиваться. Жених крал невесту. Но затем, по всем обычаям, самые авторитетные и влиятельные родственники и старейшины из рода жениха непременно шли с калымом и подарками к родителям невесты. Этот обряд называется «аяққа жығылу» и означает поклониться в ноги, то есть попросить прощения и примирить оба рода.

Зачастую все заканчивалось благополучно, ведь, проведя хоть одну ночь в доме жениха, девушка обратно не могла уже вернуться. Семья ее не принимала. Даже несмотря на отсутствие физической близости. Родители тоже понимали, что другого шанса выйти замуж у их дочери уже не будет.

Еще одна причина кражи невесты заключалась в социальном неравенстве между девушкой и парнем. Если сторона жениха была бедной и выплатить калым не могла, то ничего другого, кроме кражи невесты, не оставалось. Поскольку у казахов женитьба расценивалась как сближение двух родов, то украсть дочь из богатой семьи было чревато необратимыми последствиями для рода жениха. Вплоть до войны. Поэтому редко кто мог пойти на этот шаг без согласия самой девушки.

Как видим, кража невесты всегда происходила только с согласия самой девушки. Случаи кражи без согласия свободной девушки или уже сосватанной строго карались у казахов в соответствии с одним из пунктов свода законов Тауке хана «Жеты жарғы» — Жесір дауы. Виды наказания предусматривались различные: от выплаты больших штрафов до приговора к смертной казни.

Что же говорит религия? Ни одна религия не одобряет женитьбу против воли самой женщины. В исламе одним из условий заключения брака является согласие обоих супругов.

В наши дни искаженное знание об обряде кражи невесты или его полное отсутствие привело к тому, что молодые люди считают это нормой и даже ссылаются на традиции. Хотя ссылаться им нужно на 125-ю статью Уголовного кодекса РК, где четко оговорены условия наказания при краже человека. Даже с такими благими намерениями, как создать семью. Кстати, нельзя забывать о том факте, что горе-дружки, которые помогали выкрать невесту, и те, кто способствовал этому, также привлекаются к уголовной ответственности.

Большую проблему в соблюдение этого закона вносят и сами украденные девушки, которые в лучшем случае возвращаются домой и отказываются писать заявления, а в худшем — остаются и соглашаются на свадьбу. Здесь нельзя не отметить и старания тетушек и бабушек, которые ложатся на порог сами или кладут Коран, чтобы девушка не могла перешагуть через порог и уйти. Особо старательные обещают наслать проклятие на голову девушки в случае отказа. А самые добрые и милые из них, обнимая девушку и вытирая ей слезы, рассказывают, как счастливо сложилась их судьба, после того как их тоже украли в молодости. Могут и показать заранее подготовленную фотографию совместных детишек как результат этой кражи. Настоящая команда психологической атаки.

Напоследок хочется отметить, что в традициях и обычаях казахов больше смысла, чем кажется на первый взгляд, и они никогда не шли вразрез с законом.