Красота в кризис: к чему готовиться в 2016-м

Цены растут каждый день, хорошие марки уходят с российского рынка на неопределенное время. Чего ждать от кризисного года и как перестраховаться — спрашиваем у экспертов.

Как было в прошлый раз

В 2008 году марки демонстрировали чудеса гибкости. Во-первых, рост цен старательно сдерживался на уровне 10% независимо от курса валют, что позволило привлечь новую аудиторию. Во-вторых, парфюмерия — которая в кризисное время страдает больше всего — начала выходить в маленьких флаконах, более доступных по цене. Это повлекло новые издержки, но в итоге подняло продажи, несмотря на сомнительную для покупателя пользу.

Контент недоступен

В бюджетном сегменте тогда началась тенденция на укрупнение: появились шампуни и гели для душа в упаковках большого объема и наборы «два по цене одного». Такого развития событий стоит ждать и сейчас. Причем это касается не только недорогих марок, потому что этот кризис проходит гораздо тяжелее предыдущих.

Чтобы не тратиться на производство больших флаконов, марки иногда объединяют хиты продаж в сеты, и это выгодно. Один флакон этого лосьона обойдется в 1765 руб., Caudalie Body Lotion Set оценили в 2245 руб. (с максимальной скидкой по карте лояльности 1796 руб.)
Чтобы не тратиться на производство больших флаконов, марки иногда объединяют хиты продаж в сеты, и это выгодно. Один флакон этого лосьона обойдется в 1765 руб., Caudalie Body Lotion Set оценили в 2245 руб. (с максимальной скидкой по карте лояльности 1796 руб.)

Что подорожает сильнее всего в салонах?

«В первую очередь, подорожают услуги, в которых высока доля затрат на импортный продукт, — уверена Тийна Орасмяэ-Медер, косметолог и основательница марки Meder Beauty Science. — В этом случае себестоимость быстро растет, «съедая» прибыль салона и оплату труда специалиста. Такая же ситуация была в 1998 году: тогда в некоторых салонах процедуры стали убыточными,  а косметологу еще доплачивали за работу». По ее словам, те услуги, где затраты на импортные средства составляли менее 10%, имеют шансы оставаться относительно дешевыми.

Фото © Depositphotos
Фото © Depositphotos
Делайте выводы: процедуры, основанные на использовании косметических линий, будут быстро дорожать. Например, и без того недешевое окрашивание. Массажи, стрижки и все, что связано с руками мастеров, тоже вырастут в цене, но не так значительно.

«Как ни странно, ситуацию сейчас можно назвать стабильной, только это не точка, а стабильный рост, — рассказал нам анонимно директор одной из московских клиник. — Мы все понимаем, что завтра процедура совершенно точно будет стоить дороже, поэтому тратя деньги сегодня, мы создаем иллюзию экономии. Так что в категории базовых процедур, таких как отбеливание и лечение зубов, спортивный массаж, регулярная чистка лица падений доходов не случится, а, возможно, будет даже легкий рост финансовых показателей на фоне курса. Но нужно адекватно принимать реальность и не гнаться за сверхприбылями. Те, кто захочет заработать быстрый рубль, скорее всего растеряют клиентуру».


Лучше меньше, но лучше

«Согласно отчетам косметических марок, экономить женщины начали, выбирая люксовые бренды», — говорит Наталья Желдак, шеф-редактор портала Woman’s Day. По ее словам, покупательницы уже сейчас стали избирательнее и придирчивее, они не хотят пять тушей с разным эффектом, но готовы потратиться на одну качественную. Логика такая: пусть косметики меньше, но зато что-то действительно стоящее.

Со средствами ухода та же история. Женщины стали внимательнее читать состав на баночках, они готовы переплатить за крем, но хотят быть уверенными, что он работает. Эту тенденцию подтверждает востребованность всех статей, посвященных разбору состава и тестированию кремов
Наталья Желдак
шеф-редактор wday.ru

С чем мы попрощаемся

«В кризис всегда сильнее всего страдает средний ценовой сегмент, — уверен Андрей Федоров, врач-дерматовенеролог, косметолог, тренер по контурной пластике, медицинский советник компании Eva. — Более дорогие процедуры продолжают делать, а в самые дешевые перейдет часть клиентуры как раз из среднего. Очень сильно пострадает эстетическое направление, потому что такие процедуры нужно делать долгими курсами, а люди сейчас тратят деньги с максимальной пользой и хотят получить мгновенный эффект. В относительной безопасности остается аппаратная косметология: аппараты уже куплены, поэтому здесь можно спокойно делать скидки и стараться отработать затраты.

Интересно, что спрос на дорогие кремы не уменьшится. «В «штуках» продажи селективных средств не настолько велики, чтобы можно было говорить о каком-то заметном падении, – считает наш источник в одной из московских розничных сетей. – Разве что в финансовых показателях, но незначительное.

Люди, которые обычно покупают крем или духи за 15-20 тысяч рублей, от кризиса пока страдают меньше всего, поэтому свои привычки они вряд ли поменяют
анонимный источник в одной из московских розничных сетей

Главный вопрос: что делать?

«Я считаю, что нельзя отказываться от профессионального ухода за кожей, по крайней мере, в домашних условиях, - говорит Тийна Орасмяэ-Медер. – Необходимый минимум – качественный, ежедневный уход, который будет поддерживать ее в здоровом и спокойном состоянии, а здоровая кожа выглядит моложе, это неоспоримо».

Фото © Depositphotos
Фото © Depositphotos
  • За косметикой стоит ходить так же, как за продуктами — со списком. Это избавит от лишних трат. Обязательно проверяйте информацию в интернете и ищите лучшие предложения — интернет-магазины марок открылись достаточно недавно, поэтому там можно найти хорошие предложения со скидками. 
  • Будьте внимательнее с наборами: они создают иллюзию выгодной покупки «оптом», но попробуйте пересчитать, во сколько обойдется покупка средств по отдельности. 
  • Большие объемы флаконов решают проблему долговременного использования средства за меньшие деньги, но такая покупка оправдана только в том случае, если средство вам подходит на все сто.
  • И скидочные карты сейчас нужны, как никогда: в большинстве магазинов возможность самой скидки закладывается в изначальный ценник, поэтому покупать что-то по базовой цене обычно попросту невыгодно.
  • И, наконец, будьте очень осторожны с выбором косметолога. «В любой кризис мгновенно появляются сотни надомников, которые и в хорошие времена работали на неизвестных препаратах, или использовали «серые» поставки нормальных производителей», — предупреждает Андрей Федоров.  
Из-за роста курса валют даже проверенные салоны теперь смотрят в сторону альтернативных производителей филлеров и ботокса (корейских или отечественных), так что, скорее всего, импортозамещение поневоле случится и в косметологии.
Андрей Федоров
косметолог

Но в этом случае по крайней мере есть гарантия безопасности, а свободные художники скорее всего будут переходить на что-то самое дешевое и низкокачественное. 

Статья оказалась полезной? Поделитесь ею в соцсетях — дайте почитать подругам!