Детство
Ирина Степановна Мазуркевич родилась в Белорусском городе Мозырь 20 августа 1958 года. С ранних лет она привыкла к самостоятельности. В пять лет ходила на рынок за продуктами. Рано начала заниматься художественной гимнастикой. В школе училась старательно: «Я знала: сделаю уроки, получу для родителей пятерки, а все остальное время — мое».
Так что в свободное от учебы время она могла карабкаться по пожарным лестницам, лазить по деревьям, разбивать коленки и даже нырять с лодки в Припять. В 15 лет, окончив восьмилетку, уехала в Горький и поступила в театральное училище.
Училище. Дебют в кино
Спустя год сюда приехал ассистент режиссера Виктора Титова, который искал актрису на главную роль в спортивной драме «Чудо с косичками», посвященной легендарной советской гимнастке Ольге Корбут. Ирина была настоящим чудом: с огромными, в пол-лица, глазами, пухлыми щечками и пышными бантами. К тому же некоторые гимнастические упражнения могла исполнить сама. Неудивительно, что ее пригласили сниматься.
Не успела картина выйти в прокат, как поступило новое предложение, на этот раз от Александра Митты — сняться в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». В пробах участвовали первокурсницы театральных училищ Москвы. Режиссер затруднялся в выборе актрисы. Все решило мнение исполнителя главной роли — Владимира Высоцкого, он захотел сниматься именно с Ириной. Ее партнерами на съемках стали и такие мастера, как Алексей Петренко и Валерий Золотухин.
Потом были замечательные фильмы и интересные роли в картинах «Трое в лодке, не считая собаки», где снимались Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Зиновий Гердт, Лариса Голубкина, «О бедном гусаре замолвите слово», где она работала с Олегом Басилашвили, Евгением Леоновым, Валентином Гафтом, «Тайна «Черных дроздов», «Ты у меня одна».
«Мне всегда очень везло на людей, я работала с уникальными партнерами и попадала в прекрасные компании», — говорит Ирина Степановна. Благодаря ее беззащитно-трогательным героиням, звонкому голосу и, конечно же, таланту, она запомнилась и полюбилась кинозрителям. В 1977 году актриса окончила театральное училище. Увидев Ирину в выпускном спектакле, ее пригласил в Театр Ленсовета режиссер Игорь Владимиров.
Театр и любовь всей жизни
Именно там она встретила любовь всей своей жизни — Анатолия Равиковича, знаменитого Хоботова из «Покровских ворот». Их свел вместе спектакль «Малыш и Карлсон». Она играла Малыша, он — Карлсона. В свои сорок лет Анатолий играл пожилых людей, таких как Мармеладов и Санчо Панса.
«Мне казалось, что ему лет 100. Однажды в коридоре я случайно столкнулась с ним и увидела живые, озорные глаза абсолютно молодого человека. Наши взгляды встретились, проскочила искра и начался роман», — вспоминает Ирина. Катались на трамвае, гуляли и говорили, говорили... Про работу, про книги, кино... Выяснилось, что у них много общего. Но к тому времени Ирина жила гражданским браком, а Анатолий был женат и очень любил свою дочь.
«Я переживала. Было неизвестно, чем все кончится. Дочка для Толи была очень важна, он всегда ее очень любил. А мне он все время повторял: «Ты все равно меня бросишь. У нас нет будущего». Они с семьей тогда получили квартиру. И уйти ко мне, в 12-метровую комнату в коммуналке с одним чемоданом — это был поступок», — признается актриса.
Они прожили вместе 30 лет. Разница в возрасте, которая чувствовалась вначале, исчезла благодаря прекрасной женской интуиции Ирины. Муж научил ее клеить обои, читать газеты, разбираться в политике, смотреть футбол. Они нашли свою гармонию. Но в 2012 году Анатолия Равиковича не стало.
Ирина Мазуркевич сегодня
С 1988 года и по сей день актриса играет в Театре комедии имени Н.П. Акимова. Она снялась в драме Юрия Грымова «Коллекционер», в сериалах «Улицы разбитых фонарей» и «Рекламное агентство». В свободное время старается чаще быть с семьей. Иногда жалеет, что у нее только одна дочь, и нежно любит внуков. С удовольствием проводит время в деревне, на природе.
Ирина признается, что перед ней никогда не стоял выбор между семьей и карьерой: «Многие актрисы говорят, что не выходили замуж и не рожали детей исключительно ради карьеры. Я думаю, это отговорки. Потом спохватываются в 50 лет — ни мужа, ни детей, ни работы. Поэтому я считаю, если любишь и зовут замуж — выходи, если пришло время рожать ребенка, значит надо рожать. Чем больше в женщине женского, тем она интереснее и привлекательнее, в том числе как актриса».