Этот великий психиатр и философ - Карл Густав Юнг (26.07.1875 – 06.06.1961) - родился в Швейцарии в семье протестанского пастора. Все предки его были теологами и врачами, а дед - даже одним из основателей Базельского университета.
Молва называла этого деда внебрачным сыном самого Гете, что для немецкоязычной части Европы было овеяно своеобразным ореолом святости (ведь Гете - это их «все»).
В его гороскопе очень сильное Солнце во Льве в 7-ом доме как раз и говорит о сильной фигуре отца, окруженным уважением, полностью зависимом от общественного мнения. Но вот из-за того, что рядом, тоже в знаке Льва, находится Уран – планета свободы – конечно, он взбунтовался и не стал священником.
В его гороскопе в соединении с Восходящим Лунным Узлом находится звезда Альдерамин (5 альфа Цефея), очень хорошая звезда, - звезда духовной власти, педагогических способностей, инициаций. Люди с этой звездой показывают пример другим, сохраняют творческие способности долгое время, имеют стабильную творческую энергию, сильное физическое тело. Эта звезда, находясь в сильном положении в гороскопе, дает человеку возможность быть священником, проповедником, дает активность и способность расширять сферу своей деятельности, помогать другом людям, популярность и престиж, хорошие организаторские способности.
Он изучал медицину - это связано с влиянием Венеры и Меркурия в Раке в 6-ом доме.
А вот то, что он «влюбился» в психиатрию и всю жизнь занимался психотерапией, причем связывал это с коллективным бессознательным, можно отнести к удивительной позиции Луны, окруженной двумя трансцендентными планетами - Нептуном и Плутоном. Это дало ему и очень яркое воображение и богатый внутренний мир.
Солнце в 7-ом доме, доме отношений привело к тому, что ещё в детстве будущего психолога заинтересовал вопрос поведения людей, но не каких-то гипотетических личностей, а весьма конкретных – родителей, учителей, друзей.
Пытаясь понять слепую веру отца в Бога, Карл противопоставлял церковным догмам собственные представления о высшем разуме и высшей силе. Юнг-старший был по жизни очень толерантным и сдержанным человеком, однако он не смог найти общий язык с сыном именно из-за религиозных разногласий.
Хотя Карл Юнг в детстве лелеял мечту пойти по стопам отца и стать священником, он достаточно рано увлекся философией. НЕ случайно многое в его жизни было связано с камнями (он буквально общался с большим камнем в детстве, строил свою Башню из камней как дом, увлекался скульптурой).
При его рождении восходил знак «каменного» Сатурна - Козерог, и сам великий Учитель- Сатурн, да еще в соединении с Белой Луной находился в его Первом доме - доме Личности.
Быть бы ему святым - но вот в зените, точке, которая определяет цель человека, мы видим Черную Луну в знаке, определяющем идеологию человека.
Наверно поэтому он приветствовал приход нацистов к власти, хотя впоследствии раскаялся в этом (о чем и написал в книге «Йога и Запад»).
Конечно, учитывая такую натальную карту, он не мог не быть сдержанным и достаточно закрытым человеком. В его биографиях мало информации. Зато в его книгах - ее очень и очень много (Луна в 3-ем доме).
Интересная дата - 1907 год - судьбоносная встреча с Фрейдом. В этот кармический, фатальный момент Восходящий Лунный узел был в соединении с Солнцем Юнга. Он стал настолько ярким и заметным, что Фрейд не только пригласил его в гости, но и быстро сделал «наследным принцем» психоанализа. Однако какой же Лев долго сможет есть из чужих рук? Конечно, Юнга манят неизвестные дали. Он пытается найти тропинки в том бессознательном, куда до него только проваливались.
В октябре 1913 г. он получает письмо Фрейда о невозможности дальнейшего сотрудничества.
Посмотрим на карту. В этот момент транзитное соединение Восходящего Лунного узла с Черной Луной сделало много аспектов к его натальным планетам, и в том числе - секстиль - с его Плутоном в 3-ем доме близкого окружения. И это сильно продвинуло его в личностном развитии – он обозначил свой метод (в отличие от психоанализа Фрейда, который даже подал на него в суд за неправильное использование этого термина) как «аналитическая психология».
После разрыва с Фрейдом в 1913 Юнг посвятил следующие двадцать лет путешествиям, писательской и психотерапевтической деятельности. Уже после того, как ему исполнилось 55 лет, он вернулся к академическому преподаванию и продолжал читать лекции и заниматься психотерапией вплоть до своей смерти в 1961 году. Он занимался природой религиозного опыта, сновидений и типичными мифологическими структурами, которые, казалось, были свойственны всему человечеству, независимо от культуры, расы или вероучения. Расхождения с Фрейдом касались вопросов человеческой мотивации и вылились в окончательный разрыв, когда Юнг опубликовал «Психологию бессознательного» (включенную в собрание сочинений под названием «Символы трансформации») в 1912 году.
1912 г. становится для Юнга началом тяжелого психологического кризиса. По его собственным словам, он был близок к безумию. Образы коллективного бессознательного вторглись в его жизнь, принеся с собой кошмарные видения. Юнгу мнились потоки крови, заливающие всю Европу, крушение мира. Эти видения прекратились лишь в 1914 г, с началом 1-ой мировой войны, когда зловещие образы стали реальностью.
В этот момент Уран, планета «яснознания», водя в Первый дом Юнга, начала делать оппозицию к его натальному Урану. Это происходит со всеми без исключения людьми, и называется кризисом среднего возраста. Собственно, этот термин и ввел сам Юнг. Он считал, что человек обязан после 42 лет начать заниматься Душой.
Ему казалось, что он сходит с ума: «Я погружался в бессознательное, и были моменты, когда я чувствовал, что могу сойти с круга. Но я знал, что у меня есть медицинский диплом и я должен помогать больным, что у меня есть жена и пятеро детей, что я живу в Кюснахте на Озерной улице, 228, все это было той очевидностью, от которой я не мог уйти. Я каждый день убеждался в том, что действительно существую, что я не легкий лист, колеблемый порывами духовных бурь, как это было с Ницше. Ницше утратил почву под ногами, потому что не владел ничем, кроме собственных мыслей, и те имели над ним больше власти, нежели он над ними».
Впоследствии Юнг убедился, что все это - нормально. Духовным наставником его знакомого индуса был человек, умерший 400 лет назад. Впрочем, это было нормально для восточной традиции, но не для христианства, клеймившего подобные опыты оккультизмом и мистикой. Своего рода парадокс: оккультистом сочли дипломированного врача, который ни на йоту не отступал от фактов, полученных в результате наблюдения.
В эти годы как бы существовало два Юнга.
Один с утра погружался в осмысление ночных видений или медитировал на берегу озера, строя замки из песка. Этот Юнг воочию видел потоки крови, хлынувшие в долину с горных вершин, накануне Первой мировой войны. В подвале его дома, превращенного прихотью бессознательного в древний храм, на алтарном камне лежал принесенный в жертву молодой воин с белокурыми волосами. Бессознательное, для которого все события синхронны, на своем языке давало знать о катастрофе, грозившей миру.
Совсем другой Юнг появлялся в середине дня, когда приезжали пациенты. Это был собранный профессионал, один вид которого исцелял больных.
Интересен и 1927 год - в этом году Юнг начал изучать алхимию! К этому опять «приложила руку» Черная Луна – соединившись с Прозерпиной, которая к тому времени как раз сделала секстиль с натальным Солнцем. Он был потрясен, поняв, что психология и алхимия решают одинаковую задачу: познать самого себя. Юнг пришел к алхимии чисто эмпирическим путем. В сновидениях его пациентов часто обнаруживались непонятные для него мотивы, не встречающиеся в мифах, но, похоже, столь же архаичные. Например, орел, взмывающий в небо, а затем пожирающий свои крылья. Через несколько лет он случайно увидел изображение такого орла в алхимической рукописи. Это означало, что существует связь между психикой человека и алхимическими образами. Это означало, что алхимики не просто смешивали или разлагали различные субстанции. Важно не то, какое вещество они в конце концов получали, а что при этом думали, как его описывали, какие аналогии проводили.
Наблюдая за процессом в плавильной печи, алхимики анализировали себя. Очищая металл от примесей, они «освобождали» Бога, «заснувшего» в материи. Но при этом будили и свою душу, заставляя ее познавать себя. Цель опытов - философский камень - означал не только вещество, способное преобразовать металлы в совершенные, благородные. В духовном плане философский камень означал труднодостижимый идеал полноты и цельности человеческого существования. Именно цельность, а не совершенство считал Юнг целью своей терапии.
Слово «терапия» применительно к процессу, происходящему в аналитическом кабинете Юнга, довольно условно. Это не лечение, где врач снисходит до пациента и просвещает его касательно недуга. Это беседа равных, в которой аналитик лишь помогает «родиться» новому знанию. Иначе говоря, это есть философия в изначальном смысле слова - как ее понимал Сократ, сравнивавший себя с повивальной бабкой, которая помогает родиться истине.
Для Юнга его психология была не столько наукой, сколько искусством. А в сфере искусства не важно, болен человек или здоров, оно вообще не занимается этими вопросами. Так проблема нормы и патологии отошла для Юнга на второй план (шизофреник абсолютно нормален в обществе шизофреников). На первый план выступила помощь в прохождении человеком пути индивидуации к познанию смысла жизни, Самости, на языке Юнга.
Действия любого человека бессознательно направлены на раскрытие Бога в себе. Он ищет свое место в жизни, просто плывя по течению, и в итоге, как правило, так и не становится самим собой. Во всех жизненных ситуациях он играет одну и ту же роль - профессора, чиновника, отца семейства... Но когда он, наконец, ощущает, что жизнь не влезла в рамки выбранной им роли, к Юнгу приходит человек с неврозом. С этого момента начинается осознанный поиск самого себя.
В обыденной жизни разум помогает человеку сориентироваться в мире: купить билет на поезд, выбрать костюм в магазине, прочесть лекцию студентам. Но картезианское «мыслю - следовательно существую» не универсально. Сориентироваться в себе можно, только проникнув в бессознательные пласты психики. Достичь этого, согласно Юнгу, можно через анализ сновидений.
Человек излагает то, что видел во сне, и теперь в качестве «повивальной бабки» начинает работать аналитик, разбирающий сновидения своего клиента. Он ищет в них постоянно присутствующий устойчивый образ. Опыт анализа показал, что это могут быть река, дом, дракон, женщина, ребенок, книга, пещера, алтарь, мандала.... За этими образами стоят архетипы коллективного бессознательного, которые прорываются в сознание в виде легенд, мифов, сказок либо в грезах, сновидениях. Так, архетип Анимы, бессознательной женской стороны личности любого мужчины, может проявляться в образах, варьируемых от Мудрой наставницы до коварной соблазнительницы. Архетип Самости - конечной цели процесса индивидуации - является в виде совершенных геометрических фигур, числа 4, мандалы.
Если человек действительно озабочен поиском своего места в мире, если он стоит на пороге принятия важного решения, то архетипы в сновидениях подскажут, как осуществить правильный для него выбор. Важно только перевести информацию с языка сновидения на свой собственный, как мы переводим, к примеру, с английского на русский. В частности, человек, впервые задумывающийся о своем предназначении, чаще всего видит во сне недостроенный Дом или переезд на другую квартиру. Разлившаяся или бурная Река говорит о том, что человека еще что-то привязывает к прежней жизни, мешая ему перейти на другой берег.
Это - не исполнение желаний, как у Фрейда, а подсказка на будущее, причем не со стороны, а именно от самого себя. Один из самых подробных «перечней» архетипов, выраженный в художественной форме, можно найти в повестях и рассказах консультировавшегося у Юнга Германа Гессе (например, в «Сиддхартхе»).
Воспользоваться информацией, предоставляемой бессознательным, может только человек, достигший определенного уровня индивидуации. Не только аналитик, но и сам его собеседник становятся «штучным товаром». «Наше золото - не золото черни», - таков был девиз алхимиков, воспринятый Юнгом. В знании о себе заключается большая доля горечи, и не так уж много людей способно ее выдержать.
Существует байка о двух друзьях, один из которых пошел в анализ к Фрейду, а другой - к Юнгу. Через год они встретились. Первый сказал, что он полностью вылечился, отбросил все свои дурацкие фантазии, получил повышение по службе, поменял квартиру и жену. Второй ответил, что он еще не исцелился, но немного яснее стал понимать самого себя.
Для чего все это, зачем быть самим собой? Юнг ответил на этот вопрос, стоя на плато в Восточной Африке. Перед ним в безмолвной тишине паслись многотысячные стада точно так же, как они это делали в незапамятные годы. И у него возникло впечатление, что он только что создал этот мир. Мир, который доселе не знал, что существует.
В 1944 г. Юнг пережил клиническую смерть - Черная Луна вышла на его Асцендент и так «наградила» своего верного кавалера. Пережив клиническую смерть, он написал: «... этот мир все также переполняет меня: эти растения и эти животные, эти облака, и день, и ночь, и самое вечность, заключенная в человеке».
Затем наступил последний этап его жизни, философского осмысления аналитической психологии, разговор с Богом от имени Иова. И сразу стало понятно, что Юнгианский анализ - не просто «штучный товар», он вообще не может существовать вне личности своего создателя. Не может существовать после 6 июня 1961, когда Юнг умер во второй раз (Черная Луна соединилась с его Ураном)
Апостол Петр открыл ключом дверь в бессознательное – аспект бинонагон между Сатурном и Луной был проработан.