6 собак, отличившихся в годы Великой Отечественной войны

Накануне 9 Мая мы предлагаем вспомнить наших самых умных и преданных питомцев — собак, которые в «сороковые, роковые» наравне с бойцами в шинелях прошли по дорогам войны, освобождая города и села от фашизма.

Сапер Джульбарс

Джульбарс — немецкая овчарка, служившая в 14-й штурмовой инженерно-саперной бригаде. Собака была отлично обучена всем видам службы, однако, обладая феноменальным чутьем, особо отличилась в поиске мин. В военных архивах хранится справка, в которой говорится о том,  что с сентября 1944-го по август 1945-го, принимая участие в разминировании зданий и сооружений на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, Джульбарс обнаружил 468 мин и 150 снарядов! Боевой пес помогал саперам обезвредить от мин могилу Тараса Шевченко в Каневе и Владимирский собор в Киеве.

В конце войны Джульбарс был ранен, но все же попал в числе других четвероногих бойцов в список участников Парада Победы. 24 июня 1945 года главный кинолог страны подполковник Александр Мазовер нес героическую овчарку с перебинтованными лапами на руках мимо трибун, получив разрешение от командования не чеканить шаг по брусчатке и не отдавать честь. Джульбарс стал единственной собакой, удостоенной  за свои фронтовые подвиги и верную службу медали «За боевые заслуги».

Диверсант Дина

Овчарка Дина отличилась в «рельсовой войне». Поначалу ее учили  подрывать танки, искать мины, но на «уроках» она успешно справлялась и с диверсионными заданиями, поэтому вскоре попала в группу бойцов, заброшенных во вражеский тыл. Спустя несколько дней от этой диверсионной группы пришла весточка: «Сработала Дина». Далее в небольшой сводке сообщалось о том, что «19 августа 1943 года на перегоне Полоцк — Дрисса (Белоруссия) подорван эшелон с живой силой противника. Уничтожено 10 вагонов, выведен из строя большой участок железной дороги, от взорвавшихся цистерн с горючим на всем участке распространился пожар. С нашей стороны потерь нет»…

Дина была умной и стремительной собакой, невероятным образом она успевала оставить взрывчатку перед приближающимся эшелоном (у таких собак на спине закреплялся специальный боевой вьюк) и скрыться с места. Дважды она проявила себя  при разминировании зданий в Полоцке, где в брошенном немецком госпитале в кроватном матрасе нашла мину с «сюрпризом». Вместе со своими «однополчанами» Дина встретила Победу, а после войны ей доверили роль «живого экспоната» в Музее боевой славы Центральной ордена Красной Звезды школы военного собаководства. Собака-фронтовичка дожила до глубокой старости.

Связист Рекс

О замечательном четвероногом бойце по кличке Рекс стало известно из рассказа его проводника связиста Николая Больгинова, который находился вместе со своим питомцем при стрелковом батальоне. «Это было под Никополем в феврале 1944 года, вспоминал ветеран. Дошли до берега Днепра и благополучно переправились. В это же время через реку была протянута кабельная связь от комполка до комбата, но минут через десять связь прервалась. А фашисты пошли в контратаку. Пришлось Рексу доставлять донесение». Боец очень переживал за своего подопечного, поскольку прежде ему не доводилось переплывать таких широких рек да к тому же в холодную пору. Но пес отважно бросился выполнять поручение. Несмотря на то что сильное течение и порывистый  ветер относили его, Рекс добрался до нашего берега и передал донесение в нужные руки. «В тот день Рекс трижды(!) переплывал Днепр под ураганным артиллерийским и пулеметным огнем, доставляя важные документы», добавлял рассказчик. За свою фронтовую биографию Рекс несколько раз был ранен, но каждый раз возвращался в строй. Он доставил по назначению 1649 донесений.

Кстати, помимо оперативных сообщений, собаки-связисты в минуты затишья доставляли на позиции почту с письмами-треугольниками и газетами, порой им доверяли доставку орденов и медалей в батальоны, которые находились  под шквалом огня.

Санитар Мухтар

Тысячи раненых солдат обязаны своим спасением собакам-санитарам. Чуткие, верные и выносливые четвероногие бойцы с прикрепленными на спинах медицинскими сумками находили истекающих кровью бойцов в воронках и развороченных окопах. Они по-пластунски подползали к раненому, ждали, когда тот достанет перевязочный пакет и перевяжет рану, а потом отправлялись к другому.

Санитарная собака Мухтар, проводником которой был ефрейтор Зорин, за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых воинов. Спас Мухтар и своего проводника, когда того контузило от разорвавшейся вблизи бомбы. Собаки-санитары умели отличить живого человека от погибшего, находили того, кто был без сознания, и лизали ему лицо до тех пор, пока боец не приходил в себя, согревали в холода тех, кто замерзал и был без сил.

Миноискатель Дик

Легендой минно-розыскного дела стал пес Дик. Породистый рыже-белый шотландский колли был призван на службу в августе 1941 года из Ленинграда (родился 8 июля 1939 года). Собака была обучена  связному делу, хорошо справлялась с обязанностями санитара, однако ее призванием стало минно-розыскное дело, к которому ее «приобщили» в 1943-м. Натасканный на поиск взрывных устройств Дик в годы Великой Отечественной войны обнаружил более 12 тысяч мин. Он помогал саперам разминировать дома и улицы в Сталинграде и Праге. Отличился Дик в Павловске (под Ленинградом), где буквально за час до взрыва «вычислил» в фундаменте дворца фугас с часовым механизмом весом две с половиной тонны. После войны смелый пес, несмотря на ранения, не только продолжил военную службу (до 1948 года), но и принял участие в собачьих выставках, добившись призовых мест. Колли-ветеран дожил в воинской части до преклонных лет и был похоронен в Павловске, как герой.

Разведчик Джек

Обладая отменным чутьем, слухом и зрением, собаки помогали разведчикам находить в тылу противника безопасные проходы, скрытые огневые точки и засады. Начальник штаба 2-го отдельного полка специальной службы (до марта сорок третьего — 23-й отряд собак истребителей танков) майор Федор Михайлович Лужков вспоминал о собаке по кличке Джек из Свердловского клуба служебного собаководства, с которой работал ефрейтор Новелла Хайбуллович Кисагулов. Со своим питомцем он 12 раз выходил в тыл немцев, на его счету было более 20 «языков» (пленных офицеров, обладающих оперативной информацией и важными сведениями). Однажды Джек помог ефрейтору взять в плен ценного «языка» прямо из Глогау — старинной крепости на Одере, считавшейся важнейшим опорным пунктом гитлеровцев.

Стоит отметить, что разведчики и их собаки всегда пользовались особым вниманием и уважением у бойцов, которые справедливо полагали, что  вылазка в тыл врага будет результативнее, если с группой разведчиков идет проводник с собакой.

Памятник «Военный инструктор с собакой» скульптора С. Щербакова, расположенный в Москве, в Терлецкой дубраве, где в годы войны располагался питомник служебного собаководства.
Памятник «Военный инструктор с собакой» скульптора С. Щербакова, расположенный в Москве, в Терлецкой дубраве, где в годы войны располагался питомник служебного собаководства.

Только факты

● Всего в Великой Отечественной войне со стороны СССР на фронт было «призвано» более 70 тысяч четвероногих бойцов, из которых сформировано 168 отдельных отрядов.

● В годы войны было сформировано около 15 тысяч собачьих упряжек — собаки успешно заменяли гужевой и санитарный транспорт. Ездовые и санитарные собаки в упряжках (зимой — нарты, летом — специальные тележки), не боясь огня и разрывов бомб, вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых бойцов, подвезли к передовым позициям 3500 тонн боеприпасов.

● Собаки-саперы за время боевых действий помогли обнаружить 4 миллиона мин, фугасов и прочих взрывных устройств, проверили 303 города и населенных пункта, обследовали территорию общей площадью свыше 15 000 кв. км.

Понравилась статья? Поделитесь ею с друзьями в соцсетях!