Детство. Балет
Людмила Савельева родилась 24 января 1942 года в блокадном Ленинграде. Чтобы малышка не умерла от истощения, ее кормили столярным клеем. Когда впервые в жизни Люда попробовала шоколадку, девочку отвезли в больницу с тяжелейшим пищевым отравлением: организм был не способен справиться с такой пищей.
В детстве Люсенька (так называли будущую звезду друзья и родные) была очень улыбчивой и любила танцевать. В ней было столько света и оптимизма, что этому удивлялись даже родители и сестры. Однажды девочка встретила на улице балерину, была поражена ее красотой и грацией и захотела стать такой же. После этого случая бабушка привела внучку в хореографическое училище.
«Девочек там было несметное количество! А я почему-то была уверена, что артистка должна все время улыбаться. Первый тур на профессиональную пригодность я прошла легко: не зря столько танцевала на носочках и задирала ноги. Во втором туре исполнила вальс и польку. Члены комиссии даже не поверили поначалу, что танец я сама поставила. А когда пришла на третий тур, то услышала: «Это та самая девчонка, которая постоянно прелестно улыбается!» И меня приняли», — вспоминает актриса.
В одиннадцать лет начинающая балерина уже дебютировала в «Щелкунчике» на сцене Мариинского театра. В 1962 году Людмила окончила Ленинградское хореографическое училище имени А.Я. Вагановой и была принята в труппу Ленинградского театра оперы и балета (Мариинский театр). Она станцевала Жизель, принимала участие в экранизации балета «Спящая красавица».
Карьера в кино. Наташа Ростова
Карьера в кино началась со снимка английского фотографа, который сделали для рекламного буклета. Его поместили на последней странице с подписью: «Будущая звезда русского балета».
Буклет попал к помощнице Сергея Бондарчука, которая, вопреки запрету шефа, считавшего, что из балерин не получаются хорошие артистки, решила поискать кандидатку на роль Наташи Ростовой и в Мариинке. К этому времени Бондарчук уже просмотрел более трехсот претенденток. Все они ему не понравились.
«Приехали мы на «Мосфильм», — рассказывает актриса, — это было ужасно: по лестнице спускался огромный, как мне тогда казалось, Бондарчук, а внизу стояла я — серая мышка, худенькая, русая, совершенно не похожая на Наташу. В его взгляде читалось: «Боже мой, что же я с ней буду делать?..»
Предстояло прочитать сцену разговора маленькой Наташи с Борисом: «Поцелуйте куклу. А меня хотите поцеловать?» Но первая попытка оказалась неудачной.
На следующий день во время повторной пробы случилось чудо. «Когда на меня надели платье, темный парик, когда зажглись юпитеры и вся площадка осветилась, я совершенно забыла про камеры... выскочила на какой-то помост и сыграла эту сценку. Слышу голос Сергея Федоровича: «А в вас что-то есть от Наташи!» — рассказывает Савельева.
«Войну и мир» снимали 5 лет. Первое время Людмила после балетных спектаклей в родном театре мчалась в Москву на съемки. Такой изнуряющий ритм оказался не по силам. Дело закончилось обмороками. Возможно, сказалось и голодное детство. Людмиле пришлось сделать выбор. Она оставила балет.
Интерес к фильму «Война и мир» был огромным — еще до окончания съемок фильм купили для кинопроката Америка и Япония. Однажды режиссер сообщил: «А ты, Люсенька, играешь лучше меня! Поедешь в Италию с отснятым материалом».
Мировое признание
Заграница встретила Людмилу Савельеву восторженно. Свое восхищение выражали ей Фредерико Феллини и Джульетта Мазина. Именно Савельева принимала в свои руки «Оскар». Газеты и журналы пестрели обложками с ее портретом. Имя «Наташа» в это время стало самым популярным в Европе.
Итальянский режиссер Витторио Де Сика пригласил Савельеву в свою картину «Подсолнухи». В этом фильме она работала вместе с Марчелло Мастроянни и Софи Лорен.
Еще раньше актриса снялась в фильме Александра Алова и Владимира Наумова по пьесе Булгакова «Бег», сыграла в «Чайке» Юлия Карасика. Этот фильм получил приз «Серебряный Хьюго» на международном фестивале в Чикаго.
В Японии 1970 год был объявлен Годом Людмилы Савельевой. На Московском кинофестивале Людмила Савельева получила сразу две награды — за лучший дебют и приз зрительских симпатий.
Замужество
Во время съемок у нее начался роман с Александром Збруевым. «Я была влюблена в Сашу еще с тех пор, как вышел фильм «Мой младший брат», — признается актриса. — В Саше всегда было эдакое мальчишеское озорство, чем он меня и покорил. Я же в те времена была совершенно романтичной барышней, которая верила в сказочную любовь».
Через какое-то время Збруев предложил молодой актрисе выйти за него замуж, и она согласилась. На поклонниц Збруева, которых за годы совместной жизни было немало, Людмила Михайловна научилась не обращать внимания, как и на многочисленные слухи и домыслы, для которых иногда были основания, причем небеспочвенные.
Роман с актрисой Еленой Шаниной оказался настолько серьезным, что затянулся на годы, но тем не менее Збруев так и не расстался с Людмилой.
Сегодняшний день
К выбору ролей актриса всегда подходила очень серьезно. В девяностые годы по этой причине была вынуждена длительное время не сниматься. Одна из наиболее ярких ролей в последние годы — княгиня Щербацкая в фильме Сергея Соловьева по роману «Анна Каренина». Злодеек, коварных женщин ей так и не пришлось сыграть. «Я играю только те роли, которые мне по-настоящему нравятся. Я никогда не рвалась в кино только ради того, чтобы сниматься, и от многих предложений отказывалась», — признается актриса.
О том, какая она в быту, Савельева говорит: «Дома меня звали баронессой. Люблю, чтобы было красиво, чисто, и порядок не ленюсь наводить. Но терпеть не могу готовить. Слава богу, мои родные в этом отношении непритязательны».