Шарден и хищные кошки
Жан Батист Симеон Шарден — один из известнейших французских живописцев XVIII века, прославившийся своими работами в области жанровой живописи. А еще — натюрмортами, в том числе и с изображением кошек. Все «кошачьи» натюрморты художник написал в 1728 году.
Кошки на картинах Шардена — вовсе не ласковые домашние питомцы, а настоящие хищники — голодные и отчаянные. Они изображены в движении, в их позах — одновременно угроза и страх. Преодолеть естественный порыв украсть вкусную еду им не так-то просто!
Пикассо и уличные кошки
Испанский художник Пабло Пикассо был большим почитателем кошек, причем не домашних, а уличных.
Я не люблю дорогих кошек, которые мурлычут, лежа на диванах в салоне; зато обожаю других — диких и взъерошенных. Они охотятся на птиц, гуляют, где хотят, носятся по улицам, как привидения… Они смотрят на вас сердито, словно уже готовы вцепиться вам в лицо…
Пристрастие Пикассо к одичавшим кошкам просматривается в серии картин, наиболее известные — «Кошка, схватившая птицу» и «Кошка, пожирающая птицу».
Еще одной знаменитой картиной Пикассо с изображением кошки является портрет «Доры Маар с кошкой», написанный в 1941 году. Это один из самых необычных портретов возлюбленной и музы Пабло Пикассо. Картина выполнена в абстрактных формах и отражает внутренние переживания художника по поводу намечающегося разрыва с любимой женщиной. На спинке кресла-трона, на котором восседает Дора, изображена маленькая черная кошечка. Кстати, Маар кошек не любила, но Пикассо изобразил кошку, как символ бурных отношений между ними, а также как отражение личности самой Доры.
Ренуар и домашние кошки
Французский художник Огюст Ренуар был известен в первую очередь как мастер светского портрета. На некоторых из них присутствуют и кошки, и даже не просто присутствуют, а вместе с людьми становятся равноправными участниками картины.
«Кажется, написано кошкой» — так прокомментировал Эдгар Дега одну из «кошачьих» картин Ренуара
Одна из самых известных «кошачьих» картин Ренуара — «Портрет мадемуазель Жюли Мане с кошкой», написанный в 1887 году. На картине изображена девятилетняя племянница Эдуарда Мане, нежно держащая на руках кошку.
Уэйн Луис и очеловеченные кошки
Этот английский художник известен своими многочисленными антропоморфными изображениями котов, кошек и котят. По собственному признанию Уэйна, такая любовь к кошачьим началась с кота Питера, который был единственным утешением его умирающей от рака жены Эмили. Чтобы порадовать Эмили, Уэйн обучил кота различным трюкам: надевал на него очки, а тот сидел смирно перед книгой, делая вид, что читает. Позже Уэйн писал о Питере: «именно ему принадлежит заложение основы для моей карьеры, он дал мне толчок для развития моих навыков и дал основу для моих работ». Питер изображен на многих ранних работах Уэйна.
В зрелый период творчества кошки Уэйна «превратились» в людей — встали на задние лапы, начали улыбаться и носить обычную «человеческую» одежду. На картинах они играют на музыкальных инструментах, пьют чай, рыбачат, курят и слушают оперу.
По воспоминаниям современников Уэйн так любил кошек, что однажды, увидев, как кошка перебегает дорогу, а навстречу ей несется автобус, сам ловко запрыгнул в автобус и повернул руль в другую сторону. Очнувшись в больнице, он первым делом спросил о состоянии кошки.
Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживленное место и просто рисую людей в их обычных позах, как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками.
Писатель Герберт Уэллс говорил об Уэйне так: «Он превратил себя в кота. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Луиса Уэйна».
В последние годы своей жизни Луис страдал от шизофрении. Находясь в психиатрической клинике, он продолжал рисовать в свое удовольствие, и его основная тема — кошки — долгое время оставалась неизменной, пока не была окончательно вытеснена фракталоподобными узорами.
Пауль Клее и авангардные кошки
Художник Пауль Клее, один из наиболее видных представителей авангардной живописи первой половины XX века, часто рисовал животных на своих полотнах. В 1928 году он создал знаменитую картину «Кошка и птица». На «портрете» кота птица заметна не сразу — она нарисована на его лбу и помечена мишенью. По замыслу Клее, кот — это охотник, и судьба замеченной им розовой птички предопределена — через несколько секунд ей предстоит погибнуть в его пасти.
У самого Клее дома жил кот Бимбо, который даже «сам» вел дневник.
Хозяин говорит, что есть кошки, что смотрят, как вооруженные цветы. Как хорошо он нас знает!
В своем дневнике художник нередко оставлял записи о поведении кота: «Люди и кот Бимбо поживают хорошо. Бимбо в эти дни честолюбив, он хочет быть повсюду, укладывается в картонной коробке, играет на радиаторе отопления, скатывается вниз к моему столу, где я рисую, показывая чудеса ловкости, и так хорош во время своих игр, что в конце концов все ему позволяешь».