Почему одеваться дорого не роскошь, а глупость

Популярный блогер Арина Холина считает, что одежда известных брендов стоит неоправданно дорого, при этом не является качественной и красивой. И рассказывает, где найти стильные и недорогие вещи.

Боже ж мой, как я хочу джинсы Vetements! Они стоят чертову тысячу евро, и это до фига много, и это просто нереально много для меня. Но, понимаете, когда я их надену, и они, конечно, ничем не будут отличаться от таких же джинсов с любой барахолки за десятку. Но я буду знать, и все будут знать, что я не в обыкновенных штанах, на которые обречены смертные, напялившие Zara, а в штанах, которые возвышают меня над Москвой-Сити. Штанах, которые делают меня человеком в штанах за тысячу евро, и которые сияют, как нимб, только на заднице, когда я хожу по улицам!

Вы скажете, что даже если я сделаю шестьсот кругов по центру, всего человек двадцать опознает эту рванину как продукт самой сенсационной марки сезона 2015/2016? И лишь десять из них будут знать, сколько они стоят? Да, но оно того стоит.

Дорогая одежда — это обман потребителя

Я уверена, что так думают все, кто покупает одежду, которая стоит в... сейчас точно скажу... в 12 раз дороже ее нормальной стоимости.

Подруга купила платье Диор (170 тысяч рублей). Симпатичное платье. Но я вижу, что ткань недорогая, крой, конечно, приличный (а у кого сейчас плохой крой?), фасон довольно заурядный. И она еще сама мне говорит: «Если хочешь такую же ткань — я тебе скажу, где брать. Обойдется, ну, тысяч в семь. И пошив тысяч в пять».

Конечно, мне очень хотелось спросить: «Ну, и на черта тогда ты отдала за него 170 тысяч?!» Но, знаете, это был бы упрек. Потому что и я, и она — мы обе знаем, что заплатила она за это возвышающее ощущение счастья, которое тебе дает превосходство над другими людьми, сопричастность к чему-то элитному, хотя никто не знает — чему именно, но в этом и трюк. За инъекцию роскоши, которая на самом деле роскошью не является, но мы верим маркетологам на слово.

Современная высокая мода — это только маркетинг. Все критики в восторге от Vetements? Восхваляют этот стиль пост-советских 90-х, эту эстетику окраин и наши смешные воспоминания о вещевых рынках? Сразу, без всяких прелюдий — заряжаем цены, как у Yohji Yamamoto. Футболка с лого DHL (германская служба срочной доставки) — 250 евро. Ветровка — 3000 евро. Джинсы — 1000.

Перекупленные большими корпорациями старые имена кроме истории и репутации не имеют ничего общего с высокой модой: ткани массового производства, пошив в Китае (или в Италии на фабриках, выкупленных китайцами) — это и означает так желанное многими Made in Italy, отдельные коллекции для аутлетов. Это Zara, но для богатых.

Конечно, есть дома моды, которые делают качественные вещи: хотя бы Hermes, или некоторые не так известные, но очень крутые марки, но они в меньшинстве. Богатые люди со «старыми деньгами» такие вещи не покупают. Они либо шьют на заказ, либо время от времени покупают одежду в совсем небольших бутиках, которые, правда, шьют и вяжут одежду вручную, выпускают маленький тираж, и, сюрприз, стоит это часто дешевле, чем те же очень популярные Vetements (или Dior, или Chanel, Lanvin и так далее).

Недорогая одежда — доступная, качественная и стильная

Но, как бы ни обстояли дела в мире аристократов и миллионеров, нам, смертным в штанах Uniqlo, остается благословенный масс-маркет.

В России пока не очень дружественная для покупателя среда. С одной стороны, появилось очень много чего, и сейчас, в 2016 году, выбор здесь ничуть не хуже, чем в Европе. Еще в 2014-м я совсем не понимала, где в Москве люди берут одежду — все казалось слишком дорогим, скучным и даже местами стыдным. Но сейчас, правда, все изменилось.

Хоть у нас и нет прекрасной high street fashion — то есть моды «с главных улиц». С таких, как Фридрихштрассе в Берлине, Пасео де Грасиа в Барселоне и тыды.

В Москве главные места для покупок — моллы. И плохо это прежде всего потому, что куда приятнее ходить по улицам города, останавливаться в кафе, делать перерыв на вино в барах. В моллах все слишком утилитарно, представлены в основном сетевые бренды.

Поэтому лично мой московский шоппинг — это хоть и приятная, но сложносочиненная история. Но если хочется одеваться особенно и стильно, можно слегка, ну вот самую малость, поднапрячься.

Как и где одеться стильно и недорого

1

Российские марки

Все только и говорят о российских дизайнерах, и правильно. Сейчас они делают очень интересные вещи, качественные, красивые. Есть одно «но» — их не стоит покупать в магазинах. В магазине цена вырастает в три раза или больше.

Марку надо найти в Интернете, приехать в его мастерскую или шоурум. Это и приятно, и намного дешевле. Дизайнер скажет, когда будет распродажа — и в этот период можно подобрать себе одежду дешевле на 30% или 50%.

2

Винтажные магазины

Ура, их сейчас очень много. И там стало гораздо дешевле. Да, многие почему-то брезгуют одеждой, которую кто-то носил. Могу сказать одно — надо работать над собой. Винтаж, который можно смело называть и секонд хендом, — это стиль. Который сейчас копируют все дома высокой моды — от Ив Сен Лорана до Марка Джейкобса. У меня лично даже случился приступ ярости, когда я увидела последнюю коллекцию Лоран от Эди Слимана — это был весь мой шкаф с безумными платьями из 80-х.

Злилась я потому, что мои платья стоили от 20 до 40 евро, а платья Слимана — ну... горько говорить об этом. Все эти платья проходят такую жесткую химчистку, что в них можно входить в операционную. Ну, и если посмотреть из другого угла, то даже интересно вообразить, что за женщина или женщины их носили, для какого случая покупали, и, может, это было платье для особенного свидания, или его купили в путешествии где-нибудь в Мадриде... Романтика, в общем.

Я люблю симпатичное место «Кооператив Сияние» на Китай-городе — там очень славные девушки, которые еще продают украшения русских ювелиров. На одном этаже с ними еще один винтажный магазин, неплохой, но цены чуть выше, и девушки там какие-то надменные. Что, впрочем, сам выбор хуже не делает. По тегу «винтажные магазины» они очень легко гуглятся — и тут уже вопрос цены, расположения и личного выбора. Из потрясающего почти музейного могу посоветовать Vintage Bags.

3

Магазины, спрятанные в необычных местах

На арт-заводе «Флакон», на Артплее. Там можно найти уйму всего интересного — от прекрасного выбора рюкзаков Фьяллравен Канкен до не очень дорогих датских дизайнеров.

4

Ателье

То есть скорее не ателье — а частные портнихи. Есть, знаете, такие гнусные, которые смотрят тебе в глаза, как свидетели Иеговы, и уверяют, что за подшив платья надо отдать полторы тысячи рублей. Визжите и убегайте! Ищите нормальных портних, у которых пошив будет стоить не больше 5 тысяч (по старым ценам от 2500 до 3500, но мир стремительно меняется).

Платье обойдется тысяч в шесть в среднем — и это будет ваша идеальная модель на вашу фигуру. Это вообще не так сложно, как кажется.

Hand made гардероб — это очень круто. Один знакомый миллионер случайно в Берлине попал к портному — и теперь больше не радует дорогие магазины своей банковской картой. Вещи «по мерке» увлекают и затягивают. Совсем другие отношения с одеждой получаются.

5

Блошиные рынки

Сейчас их очень много. Самый отличный — тот, что в Музее Москвы (надо смотреть расписание на сайте музея). Там все и сразу. Одежды не очень много, но надо тогда спрашивать у тех, кто ее продает, где основная база.

Лайфхак в том, чтобы не верить всем и каждому. Некая нахальная особа на барахолке в Сокольниках (которая еще и с большой неохотой оторвалась ради меня от разговора с подружкой) заявила, что серьги из «настоящей пластмассы 60-х» стоят 1500 рублей.

Блошиный рынок в Музее Москвы
Блошиный рынок в Музее Москвы

На всякий случай — да, это правда, пластик раньше был лучше. Очень ценятся винтажные очки Ray-Ban, и прочие другие, — они не рассыхаются и не белеют. Но дело в том, что по сантиметру пластмассы в каждое ухо стоит примерно 5 евро. Что даже по современному курсу — ну, рублей триста. В общем, если не нравится цена — тут же уходите.

6

Ну, и конечно, знаменитая московская Ламбада Маркет

Оказалось, что такое явление есть только у нас. Ни в Петербурге, ни в других городах это не прижилось — хоть попытки и были. Но наша Ламбада — это счастье. И русские дизайнеры, и развалы винтажа, и какие-то привезенные из Европы прелести и клевости, и всякие нишевые духи, мыло, чашки... Очень много украшений — и винтажных, и современных.

Лайфхак — прийти (или вернуться) в последний день часам к семи вечера: перед закрытием народ волнуется, отдает с существенными скидками.

Ламбада-Маркет
Ламбада-Маркет
7

Uniqlo

Что сказать? Боги. Я очень жду потрясающую коллекцию от Кристофа Лемэра, которая появится вот-вот.