Как фетишизм стал популярным
Фетишизм прекратил быть андеграундным и запретным лишь в 70-х годах. Одним из пионеров этого движения стала Вивьен Вествуд. В 70-х годах она открыла магазин одежды Sex, где продавались резиновые юбки и чулки, футболки с молниями на уровне сосков, корсеты, брюки «бондаж» и другая провокационная одежда. Вествуд и ее друзья надевали все эти вещи не на закрытые вечеринки, а разгуливали в таком виде по Лондону. Смелый стиль неизменно ассоциировался с панк-культурой, и особенно с группой Sex Pistols. Так мода на фетиш стала массовой, она ознаменовала протест. Молодые клиенты дизайнера носили всю эту атрибутику, копируя стиль панкующей Вествуд, либо сочетали отдельные предметы из ее магазина с повседневной одеждой.
В 1977 году Карл Лагерфельд, возглавлявший Дом Chloe, устроил нашумевшую вечеринку Soiree Moratoire Noire. В качестве дресс-кода были указаны черные цвета и вещи в стиле BDSM. Как и следовало ожидать, гости (а это были самые известные люди планеты) пришли на мероприятие в кожаной одежде, латексе, в цепях и с плетками наперевес.
Фетишизм и высокая мода
70-е связаны с борьбой за права: на передний план выходили феминистки, геи. Образ сильной, властной женщины стал символом эпохи. Не последнюю роль в популяризации фетишизма сыграл фотограф Хельмут Ньютон, создававший стильные портреты доминатрикс. Его героини в кожаных плащах, с хлыстами и в сапогах были суперженщинами эпохи. Снимки печатались в Vogue, и фетишизм завоевывал свои позиции в мире высокой моды, а рядом с этим термином все чаще появлялось слово «шик».
Жан-Поль Готье — еще один первопроходец фетишистской моды, прославившийся в 80-е годы. Дизайнер всегда питал слабость к танцовщицам кабаре, с детства рисовал корсеты, перья и туфли на сумасшедших каблуках. В одном из интервью он сказал, что «процесс шнуровки корсета — настоящий ритуал». Корсет, связанный с фетишистской модой, стал очень важным предметом коллекций Готье, причем как для женщин, так и для мужчин. Самое известное его творение — розовый корсет из атласа, созданный для Мадонны и ее мирового турне.
Еще один культовый дизайнер, прославившийся в 80-х, — Тьери Мюглер. Как и в творчестве Готье, корсет играл для него очень важную роль. В своих коллекциях Мюглер использовал резину, кожу, латекс, образы с показов напоминали о фетишистской моде больше, чем работы Готье.
Фетишизм тяжело представить без кожаных предметов. Один из первых дизайнеров, прославившихся благодаря коллекциям, созданным полностью из этого материала, стал Клод Монтана. Плащи, высокие перчатки, юбки, рубашки — на его показах кожаным было все. Съемки были выдержаны в соответствующей стилистике.
Джон Гальяно, бывший креативный директор Christian Dior, также создавал провокационные вещи, инспирированные эстетикой фетишизма. Массивные ошейники, цилиндры, кожаные подвязки, портупеи и латекс регулярно присутствовали в его коллекциях. Стоит ли говорить, что для французского Дома это было в новинку? Всего несколько десятилетий назад Dior ассоциировался с женщинами-цветами, пышными платьями и осиными талиями. Тем не менее высокие сапоги-чулки из лакированной кожи появлялись на подиуме Dior даже после ухода Гальяно.
Наши дни
Как того и следовало ожидать, сегодня мода на фетишизм стала более массовой, но при этом менее агрессивной и упрощенной. Образы, когда-то состоящие из различных деталей и предметов, распались на частицы, и в результате мы имеем чокеры, портупеи и сбруи, которые предлагают носить с белыми рубашками и классическими брюками. Стоит отметить, что выглядит вся эта атрибутика не вульгарно и действительно здорово дополняет даже самый простой образ.
Почти в каждом недорогом бренде можно найти топы со шнуровкой, кожаные юбки, боди с характерными декоративными элементами. В дорогих брендах тоже частенько встречаются предметы, намекающие на фетишистскую моду. Те же знаменитые бандажные платья от Herve Leger — яркий пример влияния фетишизма на стиль бренда. Носить такие провокационные вещи нужно уметь. Это не маленькое черное платье и не кардиган спокойного цвета. Но если правильно подобрать обувь, аксессуары и другие элементы конструктора, можно создать смелый, яркий образ.
Украшения и аксессуары
Особенно часто встречаются разнообразные аксессуары и украшения. Тут вам и ошейники (напоминающие ассортимент магазина для взрослых), и тонкие бархатные чокеры, и портупеи. Любовь к чокерам, появившимся в каждом масс-маркет бренде, вполне объяснима — дизайнеры выдвинули на первый план моду 90-х, ну а чокер — неизменный элемент этой эпохи. Кроме того, воспроизвести его гораздо проще, нежели сложное колье или ожерелье, отсюда и массовость. Кажется, что сегодня чокер — новый жемчуг. Его можно носить в любое время дня и ночи, сочетать с другими украшениями и с любыми нарядами.