Попробуйте описать, как пахнут ваши любимые духи. Скорее всего, дальше слов «красивые, легкие, цветочные» дело не пойдет: говорить про запахи очень сложно. Рассказать про аромат так вкусно и осязаемо, чтобы его можно было почувствовать, способны лишь парфюмерные критики. Содержание их блогов и авторских колонок — просто праздник для тех, кто увлекается парфюмерией. Знакомьтесь.
Сергей Борисов, «Фрагрантика»
Известный в России и далеко за ее пределами парфюмерный критик начал вести блог Moonfish в 2003 году (параллельно сотрудничая с журналами Vogue, GQ, Psychologies) — и закончил в 2013-м, когда стал автором международной парфюмерной энциклопедии «Фрагрантика». «Я до сих пор не чувствую себя парфюмерным критиком. Мне нравится позиция равного в общении с читателями. Конечно, пока спор не переходит на личности».
Ваша жизнь изменилась, когда вы начали вести блог?
— Я стал больше времени проводить дома, у компьютера, с семьей. У меня появился кабинет с комодами для парфюмерной коллекции. Я стал бегать на длинные дистанции, чтобы компенсировать сидячий образ жизни. Меня стали приглашать читать лекции, на встречи с клиентами парфюмерных бутиков, на выставки арт-парфюмерии.
Что самое интересное в вашей работе?
— Возможность учиться, пробовать новинки раньше многих, задавать вопросы парфюмерам.
А что — самое сложное?
— Огромное количество новинок, трудно за всем уследить. Еще сложно сохранять энтузиазм и радость, и порой — не начать ругаться.
Как стать парфюмерным блогером?
— Образование не важно. Главное, любить ароматы, стараться быть оригинальным, уметь читать-писать. А для видеоблогера — следить за внешним видом и уметь грамотно говорить. Что касается книг, можно начать с «Парфюмерного гида» Луки Турина и Тани Санчез.
Три аромата, которые надо попробовать всем?
— Любые рекомендации зависят от цели. Если говорить о классике — советую Joy Jean Patou, Vetiver Guerlain и Cuir de Russie Chanel.
Любовь Берлянская, Parfantasy
Несмотря на молодость, у постоянного автора «Леди Mail.Ru» впечатляющий парфюмерный опыт. Начала коллекционировать духи в середине 90-х, в 2000-х стала о них писать, а потом и вовсе сделала ароматы своей профессией. Работала в Faberlic над созданием духов с французским парфюмером Пьером Бурдоном. В компании Firmenich занимала должность эвалюатора — оценщика парфюмерных композиций. А сейчас отвечает за ароматы российского бренда Brocard. Успевает сотрудничать с журналами, а для души ведет блог «Parfantasy. Эмоционально-ольфактивная связь».
Сколько ароматов вы пробуете в месяц?
— Как эвалюатор, думаю, что это цифры с тремя нулями.
Что самое сложное в вашей работе?
— Сложность всего одна: если попадается скучный и неприятный лично для тебя аромат, все равно оценивать его нужно максимально объективно.
Как стать парфюмерным критиком?
— Вместо книг советую начать с курсов и тренингов, в Москве такие проводят парфюмер Анна Зворыкина и парфюмерный эксперт Галина Анни. Ведь читать про ароматы, не нюхая их, — это как заткнуть уши берушами и пойти в консерваторию.
Три аромата, которые надо попробовать всем?
- No5, Chanel — легендарный альдегидно-цветочный аромат.
- Angel, Thierry Mugler — прародитель гурманского семейства, расцвет которого мы сейчас наблюдаем.
- Light Blue, Dolce & Gabbana — еще один знаковый аромат, созданный в начале этого тысячелетия и не выходящий из топ-продаж по всему миру.
Матвей Юдов, «Гиперболоид кота Леопольда», «Фрагрантика»
Парфюмерный химик Матвей Юдов по совместительству — клавишник группы «Технология». Поэтому не только способен разложить аромат на молекулы, но и провести параллели с музыкой. Парфманьякам будет полезна его группа в Фейсбуке «Гиперболоид кота Леопольда» и познавательные статьи на «Фрагрантике». Правда, для их чтения пригодится хотя бы минимальное знание химии.
Почему вы решили стать парфюмерным критиком?
— Строго говоря, я им не являюсь. Просто я когда-то придумал научно-популярный блог о химии душистых веществ, в первую очередь для того, чтобы систематизировать собственные знания.
Что самое сложное в вашей работе?
— Пожалуй, мифы и стереотипы, подчас культивируемые бьюти-индустрией. Плюс нелепые городские легенды: «все натуральное заменили на дешевую синтетику», «в магазинах одни подделки». Часто вместо того, чтобы поговорить о чем-то действительно интересном, приходится в сотый раз расписывать азбучные истины.
Ароматы, которые надо попробовать всем?
— Ароматы из линии Mugler Les Exceptions и Editions de Parfums Frédéric Malle — хороший срез состояния современной парфюмерии.
Марьяна Рыжаускас, «Парфюмистика»
Прежде чем завести блог «Парфюмистика» (что значит «парфюмерная журналистика») два года назад, Марьяна писала парфюмерные отзывы в ЖЖ и на «Фрагрантике», совмещая это с работой бьюти-журналиста. Но постепенно парфюмерные темы вытеснили все прочие. «Мой негласный девиз: «О парфюмерии можно писать интересно!» Мне присылают множество ароматов для обзоров. Одни хороши, другие — не очень, а вот сопровождающие их релизы всегда плохи и ровно ничего не сообщают об аромате. Обзор аромата — это всегда маленькое журналистское расследование».
Как стать парфюмерным блогером?
— Много читать. Довлатов, Ремарк, Улицкая — читайте каждый день и пишите каждый день. Однажды количество перейдет в качество. Хороший текст — емкий, логичный, короткий.
Сколько ароматов пробуете в месяц?
— Ко мне для обзоров «приезжает» 3—5 ароматов в неделю, но я этим не ограничиваюсь. Мой ежедневный маршрут проходит через парфюмерные магазины. Моя любимая тема — люксовые ароматы 90-х и 2000-х, а самое интересное, что происходит в массовой парфюмерии сейчас — это продукция Brocard (не путать с «Новой зарей»).
Три аромата, которые надо пробовать осенью
- Modern Classic Noir, Brocard — гурманский, теплый и уютный аромат с нотами ликерной вишни, лакрицы, розы, пачулей и ванили.
- Bois de Copaiba, Parfumerie Generale — современное прочтение культового аромата L’Heure Bleue от Guerlain.
- Enchanted Forest, The Vagabond Prince — глинтвейн, смородиновое варенье, растертые между пальцев еловые иголки.
Екатерина Хмелевская, «Аромаблог»
Кажется, лаконичных бескомпромиссных рецензий Екатерины в «Аромаблоге» производители парфюмерии побаиваются. Зато читать их одно удовольствие — настолько тексты емкие и осязаемые. «Писать о духах я начала в 2004-м как смотритель форума aromania.ru. Через год выяснилось, что это нужно не одной мне и что от меня ждут не только эмоций и образов, но и прогнозов, сравнений. Также благодаря писанине в блоге я получила работу главного сценариста радио «Звезда» и теперь пишу для радио «Россия» и радио «Книга».
Что самое интересное в работе парфюмерного критика?
— Возможность видеть развитие отрасли во времени: изменение моды, вкусов, материалов, слов, которыми говорят о духах, методов продвижения.
Сколько ароматов в месяц вы пробуете?
— Десятка полтора-два, темп всегда одинаковый.
Как стать парфюмерным критиком?
— А надо им становиться? Чем дальше, тем меньше люди оглядываются на экспертов, авторитеты, логотипы и мнения. Все больше доверяют своему вкусу. И это хорошо. Если же о духах хочется писать, надо писать и нюхать. Не бояться иметь свое мнение и не пытаться никому угодить.
Три аромата, которые надо попробовать всем?
- Cuir de Russie, Chanel в концентрации extract — в одном флаконе и пласт истории, и разрыв шаблона. Это пример того, как суровый и неприятный аромат может быть чертовски притягательным.
- New York, Parfums de Nicolai — пример бережного отношения к классике, которая может звучать современно.
- Amouage Gold Pour Homme — великолепный аромат унисекс, варварски роскошный и очень французский на самом деле.
Валерий Михалицын, L’Hedoniste, «Фрагрантика»
Блог L'Hedoniste появился в марте 2014-го в соцсети «ВКонтакте» под девизом Perfume is about intellect и привлек внимание пространными рецензиями в духе писателей Золотого века русской литературы: «Мне была интересна парфюмерия как искусство. И хотелось рассказывать о своих наблюдениях, потому что складывать мысли и умозаключения в стол мне кажется глупым: они могут породить конструктивный диалог или конфликт». Неудивительно, что вскоре Валерий стал постоянным автором — правильно — «Фрагрантики». Но блог не бросает. А с недавних пор основал парфюмерный бренд Mercurio Perfumes.
Что самое интересное в работе парфюмерного критика?
— Всё. Я одинаково люблю знакомиться с новыми марками, ароматами, парфюмерами. Анализировать тенденции парфюмерной моды. Писать обзоры, отчеты, аналитические статьи.
И что — самое сложное?
— Не сложное. Невозможное. Невозможно объять необъятное, все попробовать и запомнить.
Как стать парфюмерным блогером?
— Необходима любовь к своему предмету, умение грамотно и доступно выражать свою мысль, нелишними будут дизайнерские навыки. Любая книга о парфюмерии может быть полезна. Двухтомник «Ароматы и запахи в культуре» Ольги Вайнштейн расскажет об историко-культурном аспекте развития парфюмерии. «Парфюмерная энциклопедия» Юджина Риммеля — интересное чтиво о парфюмерии с момента ее зарождения.
Три аромата, которые надо попробовать всем?
- Aedes de Venustas Eau de Parfum — кисло-сладкая ревеневость.
- Enchanted Forest, The Vagabond Prince — натуральность черной смородины.
- Fille en Aiguilles, Serge Lutens — смолистый напиток «Байкал» с тонами жженого сахара. Потому что это красиво.