Алистер Кроули: "Делай, что хочешь - таков Закон"

Как любой выдающийся представитель мира магии, Алистер Кроули снискал себе неоднозначную славу. Кто-то считал его одним из величайших философов прошлого века, кто-то - самым что ни на есть темным магом.

Алистер Кроули
Алистер Кроули
Как любой выдающийся представитель мира магии, Алистер Кроули снискал себе неоднозначную славу. Кто-то считал его одним из величайших философов прошлого века, кто-то - самым что ни на есть темным магом. И равно как нельзя отрицать того, что Кроули был шарлатаном, нельзя отрицать его магической силы.

Ребенок по прозвищу Зверь

В конце XIX века в Европе был очень популярен спиритизм - вызывание духов умерших при помощи медиума. Считалось бонтоном пригласить на званый ужин духовидца и таким незамысловатым образом развлечь гостей. Мистика вообще была в моде, и величайшие люди эпохи развлечения и впечатления ради увлекались оккультизмом и магией. 

Но в семье Кроули на мистику можно было смотреть только через замочную скважину. Его родители состояли в секте и придерживались крайне строгой трактовки Христианства, согласно которой даже Рождество считалось языческим, небогоугодным праздником. Отец Алистера Кроули рано умер, и ребенок остался с матерью, не усвоившей в своей жизни ничего, кроме категоричных догм. Он каждый день должен был прилежно изучать Библию и молиться. После каждой невинной шалости мать называла его Зверем Апокалипсиса, и тихий, замкнутый мальчик взял это прозвище на веру.

Нет ничего удивительного в том, что как только Кроули покинул отчий дом, он отдался всем порокам, которые только существуют в этом мире.

После школы - закрытого учебного заведения при уже упоминавшейся секте - Кроули оказался в Кембриджском университете. Он изучал психологию, философию и однажды начал проводить очевидные параллели между наукой и мистикой. Психология и магия имели родственную природу, зарождались в человеческом подсознании, и именно изучению подсознания Кроули посвятил всю свою жизнь.

Маг с характером Оскара Уайльда

Разочаровавшись в системе образования и будущей профессии дипломата, Алистер Кроули уходит из университета. Он вступает в мистический орден "Золотая заря" и начинает спешно изучать все, что относится к западной и восточной мистике. Обучение сопровождается постоянными скандалами, и вскоре Кроули покидает орден.

Нет ничего мистического в одной бесспорной способности Кроули - способности всех окружающих в кратчайшие сроки превращать в своих врагов. Он ополчил против себя и обывателей, и магов всех мастей. Всю свою жизнь Кроули был глупо высокомерен, циничен и театрален, подражая, судя по всему, еще одному "enfant terrible" Оскару Уайльду.

В каждом его шаге мистики было гораздо меньше, чем позерства. Всеобщее внимание было гораздо важнее любых мистических переживаний, поэтому обвинения в театральности и постоянной "игре в мага" гораздо объективнее и правдоподобнее, нежели обвинения в фанатичном оккультизме. Мизантропия и циничность - вот главная причина противоречивой репутации.

Не секрет, что Кроули неведомо было и другое человеческое качество - скромность. Он был писателем, поэтом, художником, скалолазом, гроссмейстером и в каждой из этих областей достиг выдающегося успеха. В связи с этим  Алистер Кроули без тени сомнений называл себя самым великим писателем, поэтом, художником, скалолазом и  гроссмейстером. На протяжении всей жизни он потакал своей мании величия и акцентировал преувеличенное внимание на своей персоне, так что даже ближайшие друзья не могли понять, было ли это поведение сплошной провокацией или непробиваемой убежденностью.

Ополчив против себя всех членов "Золотой зари", Алистер Кроули в одиночестве уезжает в Мексику. Там он изучает йогу, медитацию, пишет стихи, романы и эссе. Несмотря на то, что многие магические эксперименты весьма неоднозначны, Кроули открывает тот подход к мистике, который впоследствии ляжет в основу едва ли не всех современных учений: медитация - это средство достижения цели, церемониальная магия - способ тренировки воли. Вся мистика закольцовывается на подсознании, а значит, изначально заключена в природе человека.

Путешествие в Телема

В Каире Алистер Кроули погружается в египетскую мифологию. Множество экспериментов приводят к основанию собственной религиозной философии - Телема. Суровый маг назвал свое учение в честь утопической страны, в которой монах Гаргантюа построил фантастическое аббатство, и это дало право биографам Кроули называть его последним романтиком, считавшим магию побегом от бессмысленной действительности.

Фрида Харрис
Фрида Харрис
Само же учение представляло собой взрывное соединение древнеегипетских, индийских, античных культов, философии и психологии. Весь антураж был крайне театральным, и Алистер Кроули, следуя своим привычкам, по-прежнему придавал больше значения форме, нежели содержанию.

В первом десятилетии XX века Кроули пишет два труда, занявшие центральное место в его системе - "Книга Закона" и "Книга священной магии мудреца Абрамелина". Итогом напряженной работы, помимо морального удовлетворения Кроули стало сумасшествие его жены Розы Келли. С этих пор можно начинать отсчет его любовниц и жен (в числе которых были известнейшие женщины того времени), рано или поздно сходивших с ума: общество Кроули действительно было опасно всем, кроме него самого. Излишне говорить, что сам Кроули в то время наслаждался жизнью и прекрасным самочувствием.  

"Делай, что хочешь - таков весь Закон"

Девизом Алистера Кроули и центральной идеей "Книги Закона" стало видоизмененное выражение Рабле "Fay ce que vouldras" - "Делай, что хочешь - таков весь Закон". Трудно сказать, какой трактовки придерживался сам Кроули: высоконравственной идеи жить в постоянной гармонии со своими желаниями или идеи безнаказанности  и вседозволенности. В его биографии нашлось место и тому, и другому.

Разумеется, когда Европой завладели нацистские воззрения, Алистер Кроули поддержал Германию: мимо его одобрения не прошло ни одно проявление бунта и непокорности. Впрочем, скоро Кроули разочаровался в Гитлере и фашистских идеях, основанных, по его мнению, на смеси неискоренимого немецкого мещанства и несвязанных между собой мистических убеждений. Глупо прикрываться древнейшим мистическим символом - свастикой - если не обладаешь и тысячной долей его могущества. За остальными событиями Кроули следил с беспощадной иронией, он же предложил Уинстону Черчиллю знак V (victory, победа) в противовес немецкой свастике.

Вся философия, все убеждения Кроули нашли свое отражение в главном его детище - колоде Таро Тота (Таро Алистера Кроули). В 1937 году он познакомился с талантливой, но не слишком успешной художницей Фридой Харрис, и целых пять лет посвятили постоянной работе над Таро. В итоге получилась самая символичная колода в истории Таро, направленная на самопознание и самоанализ. Справедливости ради, стоит сказать, что основные заслуги по созданию колоды принадлежат талантливой художнице, и многие тарологи сходятся во мнении, что карты должны были называть Таро Харрис.

Несмотря на то, что Кроули присвоил себе все лавры и почести автора колоды, несмотря на то, что он не просто сократил гонорар Фриды Харрис, но и заставил художницу приплатить ему за грандиозные идеи в ходе работы, их дружба оставалась на удивление крепкой. Фрида Харрис стала единственной женщиной в жизни Алистера Кроули, которой не повредила его компания и которая не стала его любовницей.  

В конце концов вседозволенность, мания величия и сотни комплексов, не оставлявших его с раннего детства, завели мистика и мистификатора в тупик. Он обанкротился и жил на деньги многочисленных подружек, которые, как назло, одна за другой сходили с ума. Разменяв седьмой десяток, он наконец-то задумался об общественном мнении и том, что не единожды переступил все возможные грани в своем увлечении оккультизмом.

Пытаясь забыть об одолевающих его болезнях и унять боль, он начал употреблять психотропные вещества, и 1 декабря 1947 года скончался на руках у леди Фриды Харрис. Очередной алхимический опыт закончился ничем. Из соединения ртути и серы вновь получилась сильно пахнущая киноварь, и новая жертва пала в погоне за иллюзорным  философским камнем.