Александр Цыпкин: «Через сто лет нашу жизнь будут изучать по постам в соцсетях»

Мы поговорили с автором «Женщин непреклонного возраста» о том, могут ли соцсети заменить современному читателю книгу.

В начале октября в московском «Гоголь-центре» устроят «БеспринцЫпные чтения» — со сцены театра три вечера подряд будут звучать ироничные рассказы современных авторов. Мы пообщались с основателем проекта, журналистом, специалистом по pr и автором сборника-бестселлера «Женщины непреклонного возраста» Александром Цыпкиным, который рассказал, зачем возрождать литературные чтения и почему книги сегодня читают реже, чем посты в соцсетях.

Контент недоступен

— Александр, в Москве в начале октября пройдут очередные «БеспринцЫпные чтения». Расскажите, с чего начинался проект?

— Он, по сути, вырос из моих чтений на дружеских вечеринках. На одной из них Данила Козловский прочел рассказ «Томатный сок», видео появилось в соцсетях и собрало почти 3 миллиона просмотров. Потом и другие актеры начали читать мои рассказы, это все больше и больше привлекало внимание, сформировался целый проект… 

А в какой-то момент ко мне присоединились Александр Маленков, главный редактор журнала MAXIM, и Александр Снегирев, писатель с достаточно серьезным именем и лауреат «Русского Букера». Рассказы у нас очень разные, так что у слушателей появилась возможность сравнивать уже не только актеров, но и авторов. Ближайший выпуск «БеспринцЫпных чтений» будет в «Гоголь-центре» — очень рады, что этот театр нас принял.

— Что привлекает ваших слушателей, как думаете?

— Во-первых, людям иногда лень читать, но никогда не лень слушать. Во-вторых, в отличие от театра, где актер полностью преображается, здесь он выступает чтецом, оставляет слушателю большое количество луз для собственной интерпретации героев и их слов. Ну а, в-третьих, всегда интересно, когда рядом присутствует автор, да еще и живой! (Смеется.)

Получается настоящее интеллектуальное развлечение — мои, например, рассказы, хоть на 70 процентов и смешные (в зале всегда стоит хохот), имеют лирическую нотку. А некоторые вообще печальны и могут довести до слез. Тот же «Томатный сок», например.

— Как вы выбираете актеров-чтецов?

— Скорее мы выбираем друг друга. У нас должно быть совпадение по менталитету, потому что все мои рассказы — от первого лица. Они позиционируются как автобиографические (какие-то моменты могут быть утрированы или додуманы, но в целом это все же автобиография). Мне важно, чтобы у нас с актером совпадал взгляд на мир: тогда, наверное, он расставит те же акценты, что и я сам.

Да я и не верю, что тот, кому не нравится рассказ, станет участвовать в чтениях. Надеюсь, например, Константин Хабенский или Петр Семак — да и любой другой актер — не пошел бы читать мои рассказы, если бы не считал, что они достойны звучать со сцены.

— Ваша книга «Женщины непреклонного возраста» вышла летом 2015 года и собрала немало положительных рецензий. Я прочитала, например, что вас сравнивают с Юрием Олешей…

— Знаете, то количество писателей, с которыми меня сравнивали, уже превышает количество моих рассказов. (Смеется.)

— Льстит?

— Безусловно, тем более я никогда не был профессиональным писателем. Все рассказы — это мои посты на Facebook, которые выкупило и опубликовало издательство. Больше всего льстит сравнение с Гориным. Я понимаю, что все судят по одной маленькой книжке… Но, если когда-нибудь смогу написать что-то хотя бы отдаленно приближенное к произведениям Горина, — буду считать, что не зря занялся литературой.

Во Франции, где опубликовали мою книгу в переводе, начали искать проблески Бегбедера внутри меня. А еще Дмитрий Быков назвал меня «разбавленным Довлатовым» — не знаю, честно говоря, радоваться этому или печалиться.

— Героев, героинь берете из реальной жизни?

— Конечно. Даже если герой придуман — он соткан из реальных людей, их характеристик. Очень часто бывает, что случилась ситуация, а я выдумал к ней героя.

Иногда закладываю в героев мысли, которые хотел бы сам изложить. Умничаю от их имени.

— Я прочитала в отзывах на вашу книгу, что многих вводит в заблуждение обложка: дескать, она слишком несерьезная, а рассказы, наоборот, глубокие. Вас не смущает, что это может отпугнуть потенциальных читателей?

— Вопрос хороший. Но это же обложка книги — она создана, чтобы книгу открыть.

Я часто попадаю под определение «сатирический писатель», хотя сам себя таковым не считаю. Я скорее автор, который пишет хулиганско-лирическую прозу. Я беру самый простой жанр — смешных историй — и закладываю в рассказы максимум смысла.

— Скажите, интерес к современной российской литературе растет? Вы его чувствуете?

— Интерес к современным российским авторам есть. Хотя обогнать какого-нибудь «Гарри Поттера» невозможно. Да и к литературе в целом интерес в России низкий. Люди стали мало читать. Их литература — это соцсети. Я думаю, количество просмотров какого-нибудь моего поста на Facebook вполне сравнимо с тиражом хорошей книжки. Люди читают в соцсетях и не хотят идти дальше. Книги выходят в основном тиражами по 10 тысяч экземпляров на всю страну.

Сейчас время не контента, а канала. Поэтому мы и ищем мультимедийные площадки. Книги стремительно проигрывают: с одной стороны — коротким постам на Facebook, с другой — тем фантастически качественным сериалам, которые идут по телевидению. Знаете, я недавно делал интервью с Сергеем Минаевым, который сказал, что качество сериалов, их драматургия, тексты сейчас такие, что человеку вообще необязательно читать: можно просто смотреть.

Контент недоступен

— Нужно же, наверное, как-то находить баланс между примитивным читателем и, так скажем, более интеллектуальным. Кстати, вам в ваших рассказах это вроде бы удается…

— Как ни странно, самый длинный, печальный и наполненный мыслями рассказ «Томатный сок» был самым популярным у меня в Сети. Это миф — что люди в Сети не готовы читать что-то серьезное. Длинные, сложные рассказы у меня идут лучше, чем короткие зарисовки.

Думаю, лет через 100 нашу жизнь будут изучать не только по книжкам, но и по записям интересных людей в соцсетях. А я пытаюсь всех обмануть: в соцсетях пишу рассказ, потом читаю его, даю прочесть актеру, затем все тот же рассказ идет в книгу… Наконец, по рассказу снимают фильм. В общем, от меня не спрятаться. (Смеется.)

— Ваш читатель, слушатель, зритель — он какой?

— Обязательно с чувством юмора. Весь вопрос, видит ли он за юмором серьезную мысль. Иногда, кстати, человек, может и способен это сделать, но не хочет: например, приходит на чтения, чтобы просто отдохнуть.

Еще кто-то из великих сказал — по-моему, Станиславский, — что зритель приходит в театр всегда за развлечением. А вот с чем он уйдет оттуда — уже вопрос. Думаю, кто-то уходит с наших чтений с хорошим настроением, а кто-то — с глубокими мыслями. И это не зависит от уровня интеллекта: скорее от настроения и сиюминутных потребностей.

Внимание, объявляем конкурс!

Делитесь в комментариях яркими впечатлениями о своей последней прочитанной книге. Автор самого интересного и эмоционального отзыва получит два билета на «БеспринцЫпные чтения», которые 5, 6 и 7 октября пройдут в «Гоголь-центре». Победителя выберет лично Александр Цыпкин.