Начало века: низкий рост — важное условие
В начале XX века существовало два ключевых фактора, определяющих, может ли девушка быть моделью или нет. Во-первых, потенциальная манекенщица должна была быть невысокой, а во-вторых она должна была знать несколько иностранных языков. Вес, который имеет такое важное значение сегодня, мало кого интересовал, хотя бы потому, что после Первой мировой войны женщин в теле было не так уж много.
Модные показы очень отличались от тех, что мы видим сегодня: манекенщицы общались с клиентами из разных стран, выступали продавцами и должны были уметь объясниться с покупателем. Неудивительно, что многие дома мод охотно работали с русскими эмигрантами, знавшими несколько иностранных языков в совершенстве.
Если вес и наличие тонкой талии мало кого заботили, то грудь должна была быть небольшой. Мода на мальчишескую фигуру диктовала свои условия.
1940: зарождение стиля New Look
В 40-е годы у каждого модного Дома существовали свои строжайшие требования к девушкам. Можно было быть писаной красавицей в глазах Balenciaga и совершенно не вписываться в эстетику Schiaparelli. Кто-то искал невысоких, спортивного вида девушек, кому-то были нужны девушки с экзотической внешностью.
В конце 40-х годов зародилось два важных для модной индустрии стиля: во Франции это был New Look, который предложил Кристиан Диор в своей коллекции 1947 года, а в Америке популяризуется пин-ап. Если диоровские модели прославились невероятно узкими талиями и стройными ногами, то американские красотки в легкомысленных платьях обладали пышными формами.
1950: талия должна быть уже диаметра головы
В 50-е модным миром правила Франция и французские кутюрье. Именно они задавали тренды, устанавливали стандарты красоты и вообще считались непререкаемыми авторитетами во всем, что хоть как-то касалось стиля. Главные модные героини десятилетия: Алла Ильчун, Довима, Рене Клэр, любимица Пьера Бальмена, манекенщица Пралин. Идеальная модель должна была обладать следующими параметрами: талия не шире головы, грудь 85 см, бедра 85 см.
В 50-х появляется термин «летучая манекенщица» (когда девушка не была закреплена за одним конкретным Домом и сотрудничала с разными кутюрье). Отношение к моделям постепенно менялось, их гонорары стали увеличиваться, самые успешные девушки из «вешалок» превращались в настоящих муз, близких подруг кутюрье.
К концу 50-х мода на суперженственные фигуры с тонкими талиями и пышным бюстом сходит на нет. Одним из лидеров моды во Франции, да и во всем мире становится Юбер Живанши, а своей музой он избирает Одри Хепберн.
1960: худоба
В 60-е модной столицей становится Лондон, предложивший свою революцию. Трапециевидные короткие платья, балетки, разноцветные колготки, легендарные стрижки от Видала Сассуна. Модели стали не просто «вешалками», но кумирами, иконами моды, примерами для подражания. Многие считают, что Лесли Хорнби, больше известная как Твигги, стала первой супермоделью. Впрочем, рядом с ней были не менее яркие звезды модного мира: красавица Верушка и англичанка Джин Шримптон. Девушки всего мира садились на строжайшие диеты, вплоть до того, что оказывались в больнице с истощением. Все хотели платье, как у Пенелопы Три, туфли, как у Пегги Моффитт, и украшения, как у Селии Хаммонд. В магазине можно было даже купить набор накладных ресниц «Twiggy», к которым прилагалась инструкция, как воссоздать макияж модели.
Образ манекенщицы изменился до неузнаваемости: на смену томным, строгим и подчеркнуто безразличным красавицам с женственными формами пришли веселые, жизнерадостные девчонки.
1970: темнокожие модели
70-е стали важным десятилетием для темнокожих манекенщиц, поскольку модный мир наконец принял их. Впервые темнокожая модель украсила обложку британского Vogue еще в 60-е годы, но в Америке ситуация оставалась, мягко говоря, плачевной. Лишь в 1974 году красавица Беверли Джонсон снялась для обложки американского Vogue, что ознаменовало новую эпоху. На 70-е годы также пришлось становление легендарной Иман, считавшейся одной из самых высокооплачиваемых моделей своего времени. Мальчишеские фигуры и худоба, к которой так стремились девушки, вышла из моды.
1980: мода на спорт
В 80-е в моде спорт, здоровый образ жизни и красивое, подтянутое тело. Главная красавица модного мира, Синди Кроуфорд выпускает авторский курс аэробики, и вновь женщины, как зомбированные, бросают все и начинают приседать, отжиматься и повторять каждый шаг девушки, которую уже точно можно назвать супермоделью. В это десятилетие не бросаются в глаза ни подчеркнутая худоба, ни пышные формы. Все больше в модных съемках превалировала спортивная тема, а модели напоминали олимпийцев.
1990: эра супермоделей и героиновый шик
90-е годы — эпоха легендарных супермоделей. Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер, Кристи Тарлингтон, Хелена Кристенсен и Кейт Мосс затмевали собой одежду, которую демонстрировали, вели образ жизни, которому позавидовали бы и голливудские звезды, были самыми желанными гостьями на всех мероприятиях. Людям было достаточно услышать только имя, чтобы понять, о ком идет речь. Параметры 90-60-90 стали чуть ли не ключевым определением красоты десятилетия.
Сегодня имена супермоделей по-прежнему известны каждому человеку, они снимаются в рекламных кампаниях, а дизайнеры с радостью приглашают участвовать их в показах (Наоми Кэмбпелл, например, ходила на последнем показе Versace). Одним словом, у них все супер.
Начало нулевых: анорексия
В начале нулевых культ худобы дошел до безумия. В 2006 году от анорексии умерла знаменитая модель Анна Каролина Рестон, сотрудничавшая с Christian Dior и Armani. В 2007 году по этой же причине умерли еще две модели и, к сожалению, на этом страшный список не закончился.
В 2009 году Ralph Lauren оказался в центре скандала. Для рекламной кампании бренда фотографию и без того худой модели Филиппы Гамильтон обработали таким образом, что девушка больше напоминала только что освобожденного пленника Освенцима. Удивительно, но только в 2013 году в Италии, Испании и Израиле решили запретить модельным агентствам сотрудничать со слишком худыми моделями. Франция решила поддержать эту идею только в 2015 году.
Наши дни: бодипозитив и разнообразие
Худоба по-прежнему остается одним из самых важных критериев для моделей. Тот же Карл Лагерфельд неоднократно выступал с критикой полных людей и даже собирался подавать в суд на H&M из-за того что шведский бренд выпустил вещи из их коллаборации в больших размерах. Так что тяжело представить, что в ближайшие годы на подиум Chanel выйдет модель plus size.
Меж тем многие бренды ищут своих героев не в модельных агентствах, а в тех же социальных сетях (например, бренд Marc Jacobs занят этим прямо сейчас). Появляются бренды, предлагающие не только конкретные платья или сапоги, но свою эстетику, в которую не всегда вписываются «обычные» модели. Согласитесь, тяжело представить красавицу Ирину Шейк в огромном худи от Vetements, равно как и молодых людей с показа Гоши Рубчинского в костюме от Bottega Veneta.
В моде разнообразие. Розовые волосы, бритые головы, природная худоба с торчащими ключицами и острыми коленками и женственные формы. Один из феноменов наших дней — Джиджи Хадид, принявшая участие в максимальном количестве показов на последних неделях моды. Армия «модных» хейтеров неоднократно принимается кричать, что ей не место в индустрии, что она полная и не заслуживает всех этих контрактов. Звучит, конечно, абсурдно. Потому что именно улыбчивая, румяная и не истощенная Хадид — лучший образец сексуальности и красоты сегодня.
Пожалуй, одно из самых известных на сегодняшний день модельных агентств — британское Anti Agency. Там продвигают моделей с необычной внешностью, нестандартной красотой. И делают это очень успешно. В России также есть подобное агентство — Lumpen. Сегодня оно насчитывает 15 филиалов, два из них — в Лондоне и Париже.