Парфюмерная экскурсия: популярные ароматы прошлого, актуальные и сейчас

А теперь пятиминутка ностальгии. Про пять легендарных ароматов, которые любили наши мамы и бабушки и которыми с удовольствием пользуемся мы сами, рассказывает известный эксперт и историк парфюмерии Галина Анни. Очень интересно рассказывает.

«Красная Москва», «Новая заря», 1925

«А эти духи ты подаришь моей маме. Она обожает «Красную Москву»!» эту фразу из фильма «Покровские ворота» помнят все. Конец 50-х, ожидание Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прорыв железного занавеса, уже очень скоро в СССР появятся «настоящие французские духи», а пока даже в легендарной высотке на Котельнической набережной душатся обожаемой «Красной Москвой».

Книга «Советский стиль: парфюмерия и косметика», Марина Колева. Флаконы «Красной Москвы» разных лет.
Книга «Советский стиль: парфюмерия и косметика», Марина Колева. Флаконы «Красной Москвы» разных лет.
Никто в СССР тогда не знал, что «Красная Москва» — наследница аромата «Любимый букет императрицы» фабрики Брокара, ставшей после национализации «Новой зарей». Парфюмер Август Мишель и после революции остался работать на фабрике, подготовил поколение советских парфюмеров и слегка осовременил «Букет», созданный им в 1913 году к трехсотлетию Дома Романовых.

Но и «Любимый букет императрицы» возник не на ровном месте, а под сильным влиянием популярнейших в то время духов Франсуа Коти L’Origan. В них впервые были соединены несколько новых для того времени синтетических душистых веществ  в том числе иононы с фиалковым запахом. «Лориган» повлиял и на герленовский L’Heure Bleue (1912), и на некоторые другие более поздние флориентальные ароматы. А винтажная «Красная Москва»  знаковые для  коллекционеров духи. Главное, найти флакон в хорошей сохранности и не последних лет выпуска.  Современная версия, как обычно бывает, «уже не торт».

Climat, Lancome, 1967

Одни из самых любимых и популярных французских духов в позднем СССР. Появившись на свет в 1967 году, в Союз они попали в начале 70-х и даже сыграли одну из важных эпизодических ролей в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1974). В фильме мы видим самое первое издание, которое коллекционеры называют «зимнее», с разводами и кляксами на белом фоне коробки. Ипполит дарит Наденьке большой, 28 миллилитров, и очень дорогой флакон духов, стоивший больше половины зарплаты простой советской учительницы.

Climat были статусным подарком, ими пахли чиновницы и сотрудницы профкома, их дарили врачам (которые, как правило, духами пользовались редко) и директорам школ. Позже «Клима» выпускали в светло-голубой коробке с разводами, потом в синей коробке с золотыми буквами, а дальше хлынул вал подделок и «лицензий». В последние годы СССР мощный шлейф «Клима»  и настоящих, и «лицензионных» можно было услышать и в театрах, и в магазинах, и в вагонах метро. После они на некоторое время утратили актуальность, только ностальгически настроенные дамы искали у торговцев раритетами «те самые Climat».

Прошли годы, ностальгия осталась, и в позапрошлом году компания Lancome решила перевыпустить легендарные духи ограниченным тиражом и специально для России. Мне посчастливилось быть консультантом этого проекта и оценивать, насколько точно эти сегодняшние Climat передают дух «тех самых французских духов». С удовольствием замечаю, что этот элегантный и свежий цветочно-альдегидный аромат прекрасно звучит и сегодня. Уже на юных девушках, не заставших эпохи «Клима».

Opium, Yves Saint Laurent, 1977

Аромат, в 1977 году перевернувший мир: и своей необычной скандально-эротической рекламой, и шокирующим названием, и удивительным, глубоким, дурманящим ароматом  дымным, пряным, обволакивающим, очень-очень взрослым. Опиумная курильня, шелк, бархат, пурпур, золото и кармин, обнаженные тела в наркотическом беспамятстве  все эти образы были удивительно чувственны и смелы. Флакон в форме японской лаковой шкатулки был произведением искусства, а запах покорял сразу и навсегда. Удивительно ли, что успех «Опиума» до сих пор с ним? Марка выпустила больше тридцати фланкеров легендарного аромата и не собирается на этом останавливаться.

Poison, Dior 1985

Вспоминается как убийственный яд, варенье из белладонны, дурмана, мандрагоры и волчьих ягод, пришедшийся ко двору в громкие и разрушительные 80-е. «Пуазон» был черной дырой, которая втягивала в себя пространство и время. От него защищались рестораны: No Smoke, No Poison но «Пуазон» было не остановить, женщины, как заколдованные, покупали темно-лиловые флаконы с медленным ядом. С тех пор яд отчасти утратил свои поражающие свойства, но стал разнообразным: нежным, гипнотическим, чистым, полуночным, девичьим. Флакончики меняли цвета от зеленого до конфетно-розового, а один фланкер выходил даже с названием «Красный дьявол». И у бренда еще много планов, следующий «Яд» будет посвящен безумной клубной жизни.

Angel, Thierry Mugler, 1992

Пожалуй, рекордсмен по количеству фланкеров и всевозможных сезонных лимиток их больше сорока, не считая мужских. Еще одна парфюмерная легенда, породившая целую плеяду подражателей и давшая начало огромной ветви гурманских ароматов карамельно-шоколадных, ванильно-специевых, фруктово-ягодных, цитрусово-медовых. Поразительно, что весь этот взрыв сахарной ваты на фабрике шоколадных бутылочек с ликером был заключен в холодное голубое стекло в форме звезды, что вызывало когнитивный диссонанс. Казалось, в этом флаконе должны были быть духи Снежной королевы, а там оказалась опьяняющая ромовая настойка на сухофруктах для рождественского пудинга с пряностями.

Каких только звезд разных цветов и форм марка не выпустила с тех пор! Лиловые, красные, сахарные, розовые, фиалковые, черные — и поклонники старого «Ангела», который в этом году празднует четвертьвековой юбилей, гоняются за лимитками, ищут редкие выпуски, совершенно не утратив интереса к волшебной звезде.