«Красная Москва», «Новая заря», 1925
«А эти духи ты подаришь моей маме. Она обожает «Красную Москву»!» — эту фразу из фильма «Покровские ворота» помнят все. Конец 50-х, ожидание Всемирного фестиваля молодежи и студентов, прорыв железного занавеса, уже очень скоро в СССР появятся «настоящие французские духи», а пока даже в легендарной высотке на Котельнической набережной душатся обожаемой «Красной Москвой».
Никто в СССР тогда не знал, что «Красная Москва» — наследница аромата «Любимый букет императрицы» фабрики Брокара, ставшей после национализации «Новой зарей». Парфюмер Август Мишель и после революции остался работать на фабрике, подготовил поколение советских парфюмеров и слегка осовременил «Букет», созданный им в 1913 году к трехсотлетию Дома Романовых.
Но и «Любимый букет императрицы» возник не на ровном месте, а под сильным влиянием популярнейших в то время духов Франсуа Коти L’Origan. В них впервые были соединены несколько новых для того времени синтетических душистых веществ — в том числе иононы с фиалковым запахом. «Лориган» повлиял и на герленовский L’Heure Bleue (1912), и на некоторые другие более поздние флориентальные ароматы. А винтажная «Красная Москва» — знаковые для коллекционеров духи. Главное, найти флакон в хорошей сохранности и не последних лет выпуска. Современная версия, как обычно бывает, «уже не торт».
Climat, Lancome, 1967
Одни из самых любимых и популярных французских духов в позднем СССР. Появившись на свет в 1967 году, в Союз они попали в начале 70-х и даже сыграли одну из важных эпизодических ролей в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1974). В фильме мы видим самое первое издание, которое коллекционеры называют «зимнее», — с разводами и кляксами на белом фоне коробки. Ипполит дарит Наденьке большой, 28 миллилитров, и очень дорогой флакон духов, стоивший больше половины зарплаты простой советской учительницы.
Climat были статусным подарком, ими пахли чиновницы и сотрудницы профкома, их дарили врачам (которые, как правило, духами пользовались редко) и директорам школ. Позже «Клима» выпускали в светло-голубой коробке с разводами, потом в синей коробке с золотыми буквами, а дальше хлынул вал подделок и «лицензий». В последние годы СССР мощный шлейф «Клима» — и настоящих, и «лицензионных» — можно было услышать и в театрах, и в магазинах, и в вагонах метро. После они на некоторое время утратили актуальность, только ностальгически настроенные дамы искали у торговцев раритетами «те самые Climat».
Прошли годы, ностальгия осталась, и в позапрошлом году компания Lancome решила перевыпустить легендарные духи ограниченным тиражом и специально для России. Мне посчастливилось быть консультантом этого проекта и оценивать, насколько точно эти сегодняшние Climat передают дух «тех самых французских духов». С удовольствием замечаю, что этот элегантный и свежий цветочно-альдегидный аромат прекрасно звучит и сегодня. Уже на юных девушках, не заставших эпохи «Клима».
Opium, Yves Saint Laurent, 1977
Аромат, в 1977 году перевернувший мир: и своей необычной скандально-эротической рекламой, и шокирующим названием, и удивительным, глубоким, дурманящим ароматом — дымным, пряным, обволакивающим, очень-очень взрослым. Опиумная курильня, шелк, бархат, пурпур, золото и кармин, обнаженные тела в наркотическом беспамятстве — все эти образы были удивительно чувственны и смелы. Флакон в форме японской лаковой шкатулки был произведением искусства, а запах покорял сразу и навсегда. Удивительно ли, что успех «Опиума» до сих пор с ним? Марка выпустила больше тридцати фланкеров легендарного аромата и не собирается на этом останавливаться.
Poison, Dior 1985
Вспоминается как убийственный яд, варенье из белладонны, дурмана, мандрагоры и волчьих ягод, пришедшийся ко двору в громкие и разрушительные 80-е. «Пуазон» был черной дырой, которая втягивала в себя пространство и время. От него защищались рестораны: No Smoke, No Poison — но «Пуазон» было не остановить, женщины, как заколдованные, покупали темно-лиловые флаконы с медленным ядом. С тех пор яд отчасти утратил свои поражающие свойства, но стал разнообразным: нежным, гипнотическим, чистым, полуночным, девичьим. Флакончики меняли цвета от зеленого до конфетно-розового, а один фланкер выходил даже с названием «Красный дьявол». И у бренда еще много планов, следующий «Яд» будет посвящен безумной клубной жизни.
Angel, Thierry Mugler, 1992
Пожалуй, рекордсмен по количеству фланкеров и всевозможных сезонных лимиток — их больше сорока, не считая мужских. Еще одна парфюмерная легенда, породившая целую плеяду подражателей и давшая начало огромной ветви гурманских ароматов — карамельно-шоколадных, ванильно-специевых, фруктово-ягодных, цитрусово-медовых. Поразительно, что весь этот взрыв сахарной ваты на фабрике шоколадных бутылочек с ликером был заключен в холодное голубое стекло в форме звезды, что вызывало когнитивный диссонанс. Казалось, в этом флаконе должны были быть духи Снежной королевы, а там оказалась опьяняющая ромовая настойка на сухофруктах для рождественского пудинга с пряностями.
Каких только звезд разных цветов и форм марка не выпустила с тех пор! Лиловые, красные, сахарные, розовые, фиалковые, черные — и поклонники старого «Ангела», который в этом году празднует четвертьвековой юбилей, гоняются за лимитками, ищут редкие выпуски, совершенно не утратив интереса к волшебной звезде.