Стать преподавателем йоги
Нина Миронова (68), в прошлом инженер, чиновник и научный сотрудник
В 57 лет по совету подруги я пошла на курс медитации по технике Випассаны. Два года она твердила, что Випассана учит управлять своим умом, но я считала, что у меня нет времени на какое-то там сидение в медитации. И только когда у меня возникли проблемы в отношениях, и я устала думать о ситуации, с которой не могла справиться, решила пройти свой первый десятидневный курс обучения.
На третью десятидневку я поехала зимой в Индию, в самый большой центр Випассаны — Дхамма Гири, и сразу влюбилась в эту страну. Через год решила просто путешествовать здесь, но случайно оказалась на интенсивном семинаре по хатха-йоге на Гоа. Мне было тогда 60 лет.
Мои взрослые дети (у меня их трое, а сейчас уже 13 внуков), глядя на меня, говорили: «Когда нам будет столько лет, сколько тебе, мы тоже начнем заниматься йогой, а пока нам некогда».
В августе 2010 года я поехала в северную часть Индии на интенсивный йога-семинар. А осенью решила поступить на преподавательский курс в центр-йоги «Прана», не думая о том, буду ли преподавать. Но вскоре предложила своим коллегам по институту заниматься йогой, так как поняла, что зачет по ведению занятий мне не сдать без практики преподавания. С тех пор прошла еще массу всяких тренингов и семинаров.
Чем больше я занимаюсь йогой, тем более широкие горизонты открываются для меня, все их хочется покорить. Это бесконечный и очень радостный процесс познания своей природы. Йога для меня — это жизнь, наполненная яркими красками мира, музыкой тела, которую можно услышать только в равновесии ума. Преподавание и личная практика дополняют друг друга. И я просто делюсь своей радостью и открытиями в йоге с другими.
Пройти 200 километров пешком
Мария Ванденко (53), старший редактор видеоархива
Я всегда мечтала выучить испанский язык, но нашла на это время только к 50 годам. Учу несколько лет, ездила в Испанию. В одном из учебников прочитала о паломническом португальском пути Камино-де-Сантьяго, который ведет к предполагаемой могиле святого апостола Иакова: он становится все популярнее у русских туристов.
Однажды я оказалась в Испании на празднике святого Яго, увидела пилигримов разных возрастов со счастливыми лицами и большими рюкзаками, и чувство зависти сказало мне: «Что, слабо? У них получилось пройти несколько сотен километров пешком, а ты что, хуже?» Я все спланировала и пошла. Мне было 52 года.
Семья удивилась, но почти все одобрили мою идею. Друзья спрашивали подробности, некоторые хотели со мной, но, когда узнавали, что идти надо пешком и с рюкзаком почти 200 км, быстро отказывались.
Честно говоря, первые мысли в пути были такими: «Зачем тебе это надо? Не погорячилась ли? Не переоценила силы?» Но я не пожалела. В первый день прошла 35 км, потом снизила километраж. Я с удивлением обнаружила, что могу пройти 189 км за 8 дней без мозолей и особой усталости. Но все же физически подготовиться нужно было получше, а не только экипировку покупать.
Идти одной было совсем не страшно, я встретила много хороших людей со всех континентов, наслаждалась умиротворяющими пейзажами и абсолютным спокойствием в душе. Сначала стеснялась общаться, но уже на второй день подружилась с кем-то из путешественников.
Вернувшись, купила билеты. Этой весной собираюсь пройти Английский путь, еще один из вариантов Камино.
Выйти замуж и переехать в Финляндию
Наталья Лопановская (58), филолог и переводчик
Я вышла замуж за гражданина Финляндии и переехала в город Эспоо. Мне было 55 лет, взрослые сыновья покрутили пальцем у виска и резко осудили мой «неразумный поступок». Близкие подруги и родственницы единогласно одобрили.
Не зря люди сравнивают переезд со стихийными бедствиями: пожаром, наводнением, землетрясением. По моим ощущениям произошло все вместе и сразу. Без поддержки новых родственников выдержать было бы очень непросто.
Сначала я общалась со всеми на английском языке: на нем говорят в Финляндии все — от школьника до президента страны. Потом начала учить финский: по государственной программе для иммигрантов, рассчитанной на три года.
Обучение было непростым, интенсивным и комплексным: помимо грамматики нашу группу активно знакомили с историей, культурой, правовой и трудовой сторонами жизни в Финляндии. Было несколько уроков по домоводству на финском, знакомство с национальной кухней, приготовление традиционных блюд и... дружное поедание результатов нашего труда.
Язык открывает в новой стране новые возможности: можно ходить на разные курсы для развития и самореализации. Теперь я могу заниматься всем, на что не было времени раньше: хожу на курсы акварели, занимаюсь спортом, танцами, пением. Постоянно открываю новую себя, и это так здорово! Одно из последних увлечений — йога, и я думаю, оно надолго. Жизнь после 55 только начинается!
Кардинально сменить профессию
Любовь Свинцова (64), художник-декоратор
Еще пять лет назад я работала менеджером в крупной международной компании, очень много времени отдавала бизнесу и однажды поняла, что больше не хочу этим заниматься. Вспомнила, что в детстве любила рисовать и снова захотела взять кисть в руки.
Начала с росписи по шелку, а потом поступила в архитектурный институт, окончила там курс по живописи. Появился новый смысл в жизни, я готова была рисовать все свободное время и, как на крыльях, летела на занятия.
Муж поддержал меня, с интересом рассматривал мои шедевры и очень хвалил. Сын и дочь делают мне заказы, и не только они. Мои картины продаются на выставках и аукционах, а также в арт-студии. Ее я открыла сама, веду мастер-классы для женщин. Помогаю им раскрыть свои таланты и начать радоваться жизни раньше, чем это удалось мне.
Все, чем я занимаюсь сейчас, приносит огромное удовольствие и счастье, я нашла наконец свое предназначение — делать этот мир лучше, красивее и счастливее!
Научиться кататься на велосипеде
Елена Довбах (53), журналист
Я всегда хотела научиться ездить на велосипеде. В детстве как-то не сложилось, но мечта осталась, а мечты нужно исполнять. На 50-летие дети подарили мне велосипед, муж вызвался быть тренером.
Каждые выходные мы ходили в парк, я усаживалась на сиденье, а муж катил меня по дорожке, периодически пытаясь отпустить руль. Велосипед не слушался, педали не крутились, сиденье натирало ноги. Я визжала, пугая прогуливающихся мам с колясками. Мысленно представляла себя лежащей на диване с загипсованными конечностями.
Через месяц дело пошло лучше. С криками «Поберегись!» я уже ездила по тротуарам, возмущаясь нерасторопностью пешеходов. Тяжелее всего давались повороты и подъем в горку.
Я с завистью смотрела на мальчишек, виртуозно владеющих рулем. А сама выпрыгивала из сиденья на полном ходу, если не удавалось разминуться со случайным прохожим, вынырнувшим из-за кустов.
Постепенно научилась кататься с ветерком и почувствовала удовольствие от быстрой езды. Вы не представляете, как здорово летом после работы ехать на море по степи, вдыхая ароматы цветущих трав, а потом мчаться обратно, чувствуя на губах соленый привкус морской воды.
Теперь мечтаю научиться водить автомобиль. Муж пока отговаривает, аргументируя это тем, что из машины на полном ходу не выпрыгнешь. Это, конечно, минус. Зато там педали крутить не надо!