Наиболее важные и острые мысли и мнения спикера, прозвучавшие в ходе обсуждения, «законспектировал» Pret-a-portal.by. Приводим их от первого лица.
Бренды и дизайнеры не имеют стратегии
«Основная проблема, на мой взгляд: у брендов нет ни планов, ни стратегий. Все работают по принципу „здесь и сейчас“. Получается вот так: в декабре были хорошие продажи и все совершенно забыли о том, надо ли сделать подарок клиенту, нужна ли съемка, какие-то акции — здесь и сейчас были деньги, мы продали, все хорошо. Потом наступает июль или другой проблемный месяц, и мы начинаем задумываться: а почему у нас все так плохо? Что же нам сделать?
Так вот, это и основная проблема: мы начинаем задумываться о том, что нам нужно что-то сделать, только когда, извините, совсем все плохо. Из-за этого не может выстроиться вся индустрия, сейчас мы стараемся сделать какую-то систему, календарь выхода коллекций. Но опять же, есть маркеты, которым нужно продавать здесь и сейчас и которые мотивируют дизайнеров делать коллекции раз в два месяца. Но у кого-то бизнес-модель „2 коллекции в год“, у кого-то „4 коллекции в год“, а у кого-то, да, новые продукты каждый месяц.
Я считаю, что только четкие планы и стратегии, понимание, к чему мы идем и что мы хотим в будущем, может привести к успеху».
Либо креатив, либо бизнес
«Давайте вспомним, что было 5 лет назад. Когда я вспоминаю те времена, мне кажется, что это была не Беларусь! Были перфомансы, была голая грудь на подиуме, хорошие дизайнерские решения…
А сейчас мы пришли к чистой коммерции: на маркетах мы видим суперпродаваемый продукт, но при этом он зачастую скучный. И что получается? Белорусскую моду бросает то в одну сторону: мы делаем неносибельные, но яркие и запоминающиеся вещи, то в другую — суперкоммерческий продукт, с которым будет сложно выйти на какие-то другие рынки, потому что он абсолютно скучен и не уникален.
В чем сложность моды? Как раз-таки в том, чтобы сочетать креатив и бизнес. То есть, вы не можете достичь успеха, будучи только бизнес-проектом, сфокусированным только на продажах, если в вашем бренде не будет ярких, запоминающихся идей, которые помогут вам выделиться.
Это сложная формула, но к ней нужно стремиться, нужно не забывать о ваших идеях, не бояться, но при этом это все должно быть помещено в некие рамки».
Пробелы в образовании и нехватка знаний
«Проблема fashion-образования существует во всем мире. Я не знаю, как учат в белорусских университетах, но мне кажется, что это представление о моде прошедших десятилетий: дизайнер — это некий кутюрье. Нет понятия коммерческого дизайна, нет информации о том, как это все потом продавать, потому что маленький процент студентов хочет работать на крупный бренд, все хотят свою марку.
И, опять же, нехватка знаний. Просто грех не следить, не изучать, потому что сейчас происходит революция в мировой модной индустрии, все меняется, и абсолютно непонятно, к чему это все приведет. Посмотрите, как интересно получается: во всем мире все показывали коллекции за полгода, сейчас есть тенденция, что будет система „сезон в сезон“.
У нас — кто-то показывал за полгода, кто-то „сезон в сезон“, но по факту все продавали после показа. Не проработана ни та, ни другая система. В то время когда индустрия стремительно меняется, у нас даже не устаканились стандартные механизмы».
Отсутствие поддержки крупных СМИ
«Это проблема, потому что именно крупные СМИ помогают дизайнерам выйти на новую аудиторию. К сожалению, тот контент, который сейчас появляется, ‒ это в основном статьи о стиле. Статей о том, как устроена модная индустрия и что такое мода в целом, нет.
Люди до сих пор не понимают, почему одежда от дизайнеров столько стоит, хотя ответ простой: себестоимость разная! Но они читают статью, видят цены белорусских дизайнеров и — отторжение, непонимание. А крупные СМИ ничего не делают.
Понимаю, есть отсутствие кадров, у нас мало журналистов, которые могут писать качественно о моде. Но, тем не менее, я не вижу никакого интереса со стороны крупных изданий к поддержке белорусских дизайнеров.
А ведь задача СМИ — рассказывать, информировать. Мода интересна многим, нет, просмотры доказывают, что она интересна всем!»
Негативные стереотипы
«Анализируя комментарии к материалам, посвященным белорусским дизайнерам, я вижу, что у людей есть стереотипы, с которыми никто не борется. Например, „Это дорого, потому что они накрутили, они себя кем-то вообразили“. „Это не носибельно, это непонятно, это какой-то трэш“. Второе слово по популярности ‒ „колхоз“. Мой любимый комментарий прошлого года: „Эти самошвейки никак не угомонятся!“ Люди смотрят на белорусских дизайнеров, и им кажется, что это все еще самошвейки! Также нет понимания, что такое кутюр, что такое масс-маркет и что такое дизайнерский продукт.
Или пафос: людям кажется, что fashion-индустрия — это бутылочка шампанского где-то там под стулом, и мы все этакая богема с закатанными глазами. Стереотипы возникают из-за недостатка информации о том, как устроена модная индустрия».
Отсутствие индустрии
«У нас нет индустрии в правильном понимании этого слова. Да, мы называем это индустрией, но индустрия строится на активных продажах и взаимодействии. Камень в огород не только дизайнеров, но и стилистов, и фотографов: к сожалению, я очень часто вижу, что люди остаются на одном и том же уровне. Я понимаю, тяжело, бюджет ограничен… Но, опять же, нужно выходить и стремиться к новым высотам, разделять коммерческий проект и что такое творческая съемка.
Существует проблема: столько людей уехало из нашей страны, потому что здесь никто не хочет платить и так далее. Но в то же время мало стилистов делает съемку, которая будет продавать, которая „отобьет“ вложенные деньги бренда.
Стилисты, визажисты, фотографы, журналисты, блогеры — все создают индустрию, и нам нужно стремиться делать свою работу качественно и профессионально. Мы вроде на пути к переменам, но нужно активнее за это браться и делать все быстрее. Иначе может наступить точка невозврата».
Три совета дизайнерам от Майи Старовойтовой:
Составьте бизнес-план
«Иногда бренды обращаются к консалтингам, если такой пункт заложен в бюджет. Консалтинги помогают брендам в становлении. Есть вариант привлечь консультанта в свою команду за процент от продаж, а со временем нанять маркетолога или толкового SMM-щика. В любом случае, отталкиваться надо от плана, пусть даже не очень правильно написанного. Бизнес-план позволяет увидеть, что через год, например, при особых условиях и продажах, вы сможете нанять человека, который будет заниматься соцсетями».
Ищите байеров
«Ищите шоу-румы, ищите магазины, предлагайте свои изделия. Ваша задача — найти магазины, которые будут заинтересованы в продаже ваших продуктов. Россия, Италия, Франция, а может, это будет страна, которая только набирает обороты, но дизайнерам нужно самим определиться и составить список. Байерам приходят порядка тысячи писем в день, и надо хотя бы потренироваться и прийти к идее, как написать то самое письмо, на которое обратят внимание».
Обратите минус в плюс
«Здесь есть плюс, о котором я всегда говорю: вы из Беларуси, эта страна непопулярна. То, что является минусом, может стать плюсом. Но вам сделают заказ: 50 единиц этой модели, 50 — этой, 50 — этой. 1 апреля 2017 года — мы хотим, чтобы это было в наших магазинах. Вы готовы к этим объемам? Нет ничего хуже, чем если вам сделают заказ, люди потратят свое время, и вы не сможете его выполнить. Эта проблема есть и в других странах. Вообще все реально: и выставки в Париже, и недели моды!»