Какие требования к бортпроводникам предъявляют авиакомпании
На сайте компании «Аэрофлот» в требованиях к кандидатам не указано никаких специфических пожеланий насчет внешности или возраста. Помимо образования, наличия свидетельства бортпроводника и владения английским языком требуется «желание работать в сфере обслуживания, доброжелательность, коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность». Судя по описанию в вакансии, сотрудник должен обеспечивать безопасность пассажиров в полете, обслуживать их, создавать атмосферу гостеприимства и комфорта на борту воздушного судна.
По сравнению с вакансиями других международных авиакомпаний эти требования выглядят очень демократичными и деликатными. Например, на сайте Emirates прямым текстом говорится о внешности: бортпроводник должен быть старше 21 года, ростом выше 160 сантиметров, не иметь татуировок на видимых частях тела. Кроме того, у кандидата должна быть внешность и физическая форма, «которая соответствует требованиям авиакомпании». Какие именно это требования, не уточняется.

Компания Qatar ищет девушек от 21 года с «excellent health and fitness» — то есть не просто с превосходным здоровьем, но еще и подтянутых, спортивных.
AirFrance необходимы стюардессы опять же «очень подтянутые» и с отличным уровнем физической подготовки, необходимой, чтобы справляться с работой.
Пожалуй, самое толерантное описание вакансии у американской авиакомпании Republic Airways: в ней ни слова не сказано о внешности, лишь дается подробное описание необходимой работы.
Стюардесса должна быть в силах двигать тележку с едой и напитками весом в 100 килограммов, помогать пассажирам с размещением ручной клади весом до 15 килограммов, быть в силах открывать аварийные выходы, приложив усилие до 30 килограммов.

Важно ли стюардессе быть подтянутой
Выходит, многие компании по всему миру открыто заявляют о требованиях к внешности бортпроводниц. Справедливо ли это? Специфика их работы действительно требует физической силы и выносливости, но на самом деле «подтянутость» не всегда гарант этих качеств.
Однако в конце 2015 года индийская авиакомпания Air India отстранила от полетов 130 бортпроводников с формулировкой «слишком толстые, чтобы летать». По словам представителей компании, «более стройные люди быстрее и эффективнее реагируют на экстренные ситуации».
Случилось это после того, как Air India узнала индекс массы тела членов своих экипажей. 600 человек из 3500 получили указания похудеть, и те, кто не добился этого за полгода, были перенаправлены на работу на земле.
Работают ли в небе после 40 лет
О возрасте в описании вакансии бортпроводника американской компании Republic Airways не сказано ничего, но, если верить ирландскому изданию Independent, в авиакомпаниях США бортпроводники работают вплоть до 60 лет. Газета писала, например, о сотруднице Virgin Atlantic, которая завершила свою работу в день 60-летия. В то же время в Великобритании, где, по данным издания, официально запрещено устанавливать возрастные рамки для бортпроводников, в качестве кандидатов на эту должность, как правило, рассматривают все же тех, кому еще нет 56.
В России дела обстоят немного иначе. «Я почти не видела, чтобы у нас летали бортпроводники старше 50 лет. А вот в иностранных компаниях их возраст выше. В России в стюардессы берут с 18 лет, а на Западе, как правило, после 25—30. Предельного возраста в нашей работе нет, ты можешь летать до тех пор, пока проходишь медицинскую комиссию. Другой вопрос, что переход в другую компанию после 40 весьма проблематичен», — рассказывала «РБК Стиль» старшая бортпроводница «Вим-авиа» Инна Зайберт.
Справедливы ли требования ко внешности и возрасту стюардесс
Бортпроводник — это человек, который отвечает не только за обслуживание, но и за безопасность пассажиров во время полета. Специфика работы требует, чтобы стюардесса была не только доброжелательной, но еще и сильной, выносливой.
Тут, конечно, встает вопрос: неужели 40-летняя женщина и женщина с 48-м размером одежды менее сильная и выносливая, чем 25-летняя, которая носит размер S. Нет, конечно: сила, гибкость, выносливость не зависят от параметров тела. Так почему же руководители авиакомпаний предпочитают нанимать в стюардессы женщин «модельной внешности»?

«Увы, требование к внешности оправданно с точки зрения ведения бизнеса, — объясняет психолог и бизнес-тренер Людмила Городничева. — От того, насколько представители компании, их «лицо» соответствуют имиджевой политике, зависит успех и репутация бизнеса. Обратите внимание, к топ-менеджерам и людям, работающим в сфере «люкс» требования даже еще более серьезные».
В нашей культуре успех связывают с молодостью и красотой. Поэтому предпочтение отдают профессиональным, физически сильным стюардессам с модельной внешностью. Судебные иски дискриминированных бортпроводниц вряд ли что-то изменят в одночасье. Но, возможно, это хотя бы станет первым шагом к переменам в лучшую сторону.