С чего начался блог
«Раньше, когда еще не было соцсетей, блоги существовали на сайтах. Вот и у меня был такой... Когда его жизнь начала замирать, я поняла, что хочу продолжать общаться с аудиторией — очень уж она была ко мне лояльна! Ведь свой блог я, главный редактор «Роды.ru», вела прямо на сайте журнала — и каждый раз, когда что-то писала, в ответ получала только одобрение. В итоге с появлением соцсетей решила попробовать новые площадки — думала, и там все будет просто.
Правда, у меня никогда не было времени писать длинные тексты, а фотографировать я не умею. Плюс мне рассказали, как набирать аудиторию в том же Instagram: ты, мол, должна на всех подписываться, всех комментировать... Я думала: «А работать-то когда?» В общем, решила, что соцсети — не мое. И считала так, пока у меня не появилась премия «Выбор родителей», для которой потребовался «электорат» — реальные мамы, среди которых можно проводить опросы, определять лучшие товары, марки. Так что я стала писать в Instagram, уже чтобы собрать лояльную аудиторию. Нашла разбирающихся в соцсетях людей, узнала, что нужно ставить хештеги, проводить конкурсы… А главное — что нужно сделать блог тематическим! Моей темой стали роды.
Если хочешь, чтобы на тебя подписывались, нужно четко понимать цель своего блога, его тематику. Без цели блог может быть только у Ольги Бузовой: к ней заходят «просто посмотреть»
Плюс к блогу надо относиться как к серьезной работе, в которой нет шанса сказать: «Хочу — не хочу, буду — не буду». Читатели должны точно знать, что, условно, каждое утро в восемь утра ты выкладываешь пост. Ты должна быть предсказуема. Работать как часы».
Как привлечь читателей...
«Я покупаю рекламу в пабликах и у других блогеров, делаю взаимные посты, участвую в giveaway (конкурс в Instagram. — Прим. ред.). Работаю со звездами: например, мы делали проект maybe baby с Аней Хилькевич (актриса из сериала «Универ». — Прим. ред.).
Даю рекламу в группах, где есть беременные, потому что они — основа моей аудитории. Будущие мамы, ожидающие первого ребенка, часто — второго или третьего. Безумно сложная аудитория на самом деле! Ведь она постоянно меняется... Я вообще считаю, что нет аудитории сложнее моей.
Вот пишешь ты о моде — и можешь писать десять лет, пока самой не надоест. Читатели останутся с тобой, если ты интересна. А беременность — это этап. Сейчас я будущей маме интересна, а через полгода — уже нет
Мне постоянно приходится нарабатывать новую аудиторию».
…и чем их удержать
«Что я даю подписчицам? Бесплатные «марафоны по роддомам»: они могут познакомиться с врачами, роддомами, заглянуть везде. «Беременные посиделки». Осмотры лучших врачей, консультации.
Те, кто живет в Москве, могут во всем этом участвовать лично, кроме того, я уже начала устраивать офлайн-мероприятия в Подмосковье и Питере. Впереди — Нижний Новгород, Екатеринбург, Самара, Новосибирск и другие города. Кроме того, есть прямые эфиры, трансляции в соцсетях.
Что касается моих постов, то я не изобретаю велосипед, не пытаюсь читателей чем-то удивить или шокировать. Я обучаю через игру
Беременные — они как дети! То мы считаем рост ребенка в 20 лет, то дату родов, то изучаем формулу рецессивно-доминантных генов, чтобы девочки вычислили, какие у ребенка будут глаза… В общем, нахожу для подписчиков полезные развлечения.
Призывать к каким-то экстремальным вещам, скажем, есть плаценту — это не мое. Дешевая популярность мне не нужна: я за официальную медицину, я ретроград. А ретроградов, кстати, мало в Instagram. Все пытаются выделиться. Роды в воде, дома, на канате… Я же просто говорю, что помогу с хорошими врачами, мнением профессионалов. Может быть, этого девочкам и не хватает: мишуры много, а классики — нет».
Нужна ли блогу реклама
«Мой блог перенасыщен информацией, я не могу в него «напихать» много рекламы — от меня просто станут отписываться. Так что в этом вопросе я аккуратна.
Сейчас у меня есть помощники, которые занимаются рекламными контрактами, но я стараюсь брать как можно меньше прямой рекламы. То есть у меня нет такого, как у некоторых, что я просто беру и — бац — выкладываю золотое украшение
Очень, очень редко соглашаюсь так рекламировать товары. Но у меня бывают совместные проекты с разными компаниями, в том числе, когда я, например, выступаю как эксперт на каких-то офлайн-мероприятиях».
Как делать добрые дела
«Блог — это доступ к аудитории, возможность с ее помощью сделать что-то хорошее. Однажды, еще когда у меня было всего тысяч пять подписчиков, моя молочная сестра Марина, у которой болеет ребенок, собирала деньги на очередную операцию в Швейцарии. Я захотела помочь и придумала «Марафон добра»: подумала, что попрошу рекламодателей и знакомых бесплатно дать мне коляски, кроватки, еще что-то, все это выложу в блог и продам за столько, за сколько продастся на аукционе.
Правда, когда уже был сделан логотип моей инициативы, оказалось, что хештег #марафондобра занят. Так что я назвала его… «Марафон бобра». Прямо так: зачеркнула на картинке «д», исправила на «б», поставила картинку бобра. Запустила. В итоге за три недели мы собрали триста шестьдесят тысяч, хотя я мечтала хотя бы о десяти. Да, это было сложно, я каждый день делала картинки, описания товаров, подводила итоги, объявляла аукционы, подбадривала каждого, кто сделал ставку, мы отправляли товары… Но результат того стоил».
Почему важно прислушиваться к критике в Сети
«Instagram очень честный.
Написала глупость — и тебе сразу 600 человек ответили, что это глупость. И тебе безумно стыдно, хочется провалиться под землю, исправиться...
Даже если подписчики просто что-то недопоняли, а мысль была верная — не важно: я не имею права писать так, чтобы они чего-то не осознали. Это моя ошибка.
Говорят, что всем не угодишь, но я пытаюсь. У меня ведь такая тема, в которой свою точку зрения я должна донести максимально лояльно. Безусловно, есть те, допустим, кто считает, что роды дома — это хорошо, а ребенка кормить грудью нужно до восьми лет. Такие, конечно, меня не прочувствуют, и их переубеждать я не буду. Я могу дать подписчикам инструменты, но соорудить за них их жизнь я не в силах. Да, я объясню, как часто бывают кровотечения, какая смертность, чем они рискуют. Но на этом — все. Поэтому, разумеется, есть те, кому я не нравлюсь. Но тут уж каждый свой кружок по интересам выбирает. Они и подписываться не будут».