Дизайнер экобренда Екатерина Кабанова: «С растениями нужно дружить»

«Поэзия на ткани» — так называет свое творчество белорусский дизайнер и основатель бренда POET.KA Екатерина Кабанова. И ее детище действительно отличается от других белорусских брендов, есть в нем что-то волшебное, и дело здесь не только в удивительной технологии окрашивания натуральных тканей растениями.

В интервью Pret-a-portal.by дизайнер рассказала, почему оставила в прошлом белый халат врача, где черпает вдохновение и как постигает магию растений.

Контент недоступен

— Екатерина, насколько известно, вы дизайнер не по профессии, а по призванию. Расскажите немного о себе. Как возникла идея создания собственной экомарки?

— Жизнь сама привела меня к этому. Я всегда рисовала, что-то мастерила. Я очень любила природную бижутерию из натуральных материалов, любила рыцарские фестивали, где можно было найти что-то этническое, природное. Моя судьба так сложилась, что жизнь перевернулась, перешла в другое русло, и у меня появилась возможность выбора. И я решила, что выберу что-то другое, а не профессию врача, которой я посвятила в общей сложности 16 лет.

— Интересный переход — от медицинской профессии к творчеству…

— Наверное, я шла к этому… Врач — достаточно тяжелая, ответственная работа: много учишься, посвящаешь себя этому, а потом взять и все бросить — это серьезный поступок, поэтому к нему приходят не сразу. Хотя я знаю, что очень многие коллеги, которые учились со мной, уходят из медицины.

Контент недоступен

— В своем творчестве вы используете уникальную технологию окрашивания натуральных тканей растениями. Насколько сложная и затратная такая технология?

‒ Выходит дешевле, чем покупать краски. Хотя зимой затратно: приходится покупать растения в аптеке, потому что есть корни, корневища, которые не выкопаешь из земли. К тому же я часто варю на электрической плитке, и света уходит достаточно много. Плюс материалы, которые используются в экокрашении, натуральные: шелк, да и лен, который сегодня становится недешевым удовольствием, шерсть. Вискоза — может быть, но только чтобы не было синтетических нитей — они очень плохо окрашиваются. А вот по затратам энергетическим и физическим — да, тяжелее, чем тот же батик.

Что касается процесса окрашивания, то сделав несколько платочков, замечаю за собой, что проголодалась. Очень много энергии тратишь, и вроде не дрова колешь.

— Наверное, это и называется «вкладывать душу».

— Может быть, это из разряда мистики, но работа с растениями — не совсем простое действие. С ними нужно «дружить», и они магичны в какой-тостепени. Я неоднократно замечала, что если кто-то присутствует при моем окрашивании, если это не близкие, то у меня может ничего не получиться. У меня, у человека, который четко знает, что за чем следует и как это сделать, чтобы все получилось! Я уже несколько раз убеждалась: они как будто протестуют.

Не каждый человек может заняться крашением — я имею в виду, на серьезном уровне. И, конечно, прежде чем начать продавать, я все испытываю на себе — понять, насколько это удобно, практично.

 Аккаунт бренда невозможно с чем-то перепутать. Вы публикуете красивые фото окружающей природы, своих творений в контексте природы, дополняете снимки своими стихами… А что еще вас вдохновляет, помимо природы?

— Мне кажется, меня все вдохновляет. Жизнь, отношения… Все, чем я живу, что меня окружает, мои путешествия, мои отношения, моя любовь — к мужу, к дочери, к сыну, к родным.

Ну и, конечно же, я считаю, что любой дизайнер должен вдохновляться каким-либо произведением искусства. Посещать музеи, смотреть не только громкие показы, но и знаменитые фотографии. Музыка, джазовые концерты — это все составляющие моей жизни. В путешествии — обязательно музеи, выставки картин.

— Тогда, может быть, у вас есть любимые художники, или музей, который больше всего запомнился? Или писатели?

— Любимые художники, конечно, есть — это Шагал, как бы банально это ни звучало, но у меня есть стихи, посвященные его картинам; эти летающие люди, его представление о мире — простое, но в то же время, возвышенное. Очень люблю Матисса. Я люблю художников, которые несут не какие-то конкретные посылы, а пишут картины, в которых можно прочитать больше, чем просто увидеть.

А насчет писателей: это огромная часть моей жизни. Помимо психотерапии, я изучала углубленно философию, изучала экзистенциальную психологию — а это всем известные Булгаков, Достоевский. Очень сложные, глубокие произведения. Камю, Сартр… Произведения, на которых можно учиться, которыми можно вдохновляться. В последнее время появилось желание перечитать «Мастера и Маргариту». Пока нет времени, но в ближайшем путешествии — обязательно!

Контент недоступен

Из поэтов — конечно, Бродский; современная поэтесса Вера Павлова. Поэтов появилось много, но для меня она стоит отдельно. Конечно, и Пастернак, и Ахматова, и Цветаева — те, у кого можно учиться. Аполлинер — удивительный, необычный поэт. Можно долго перечислять — мне все интересно: и молодые поэты, и художники. Не люблю, когда задают вопросы вроде: «А какой фильм вам нравится?», и все называют один и тот же, например, «Завтрак у Тиффани» — мне так скучно становится! Я сразу думаю: «Это не единственное кино».

— Вы много путешествуете, верно?

— Много. Я вообще люблю путешествовать: выходим из дома, садимся в машину и едем — и пейзажи, которые я обожаю. Любые! Дорога для меня — это наслаждение: ты остаешься наедине с собой, тебе не надо никуда бежать, можно поставить точку в бесконечной суете, и никто не трогает. Вдохновляешься, расслабляешься.

 Знаете, хорошо, что есть такая возможность. Ведь есть люди, которым вроде бы средства позволяют, а не получается поехать куда-то не просто полежать на пляже, но и почерпнуть вдохновение.

— Мы на пляже никогда и не лежим…

— Да, вы не производите впечатление человека, который любит только на пляже отдыхать!

— Мы всегда планируем путешествие сами. Муж продумывает маршрут, мы берем машину напрокат, меняем города постоянно. Последний раз путешествовали в Марокко с маленькой Варварой, с пересадками и перелетами, проколесили полстраны. Экстремальное было путешествие! Мы любим ездить не в сезон, а когда холодно, когда меньше туристов — зато в этом есть свое очарование.

 Вернемся к бренду: ваша покупательница — кто она?

— Вопрос, на который я себе периодически отвечаю. В свое время, где-то полгода назад, я разделила своих клиентов на две категории. Сейчас я бы и дополнила: мои клиентки — это люди, которые умеют видеть, в первую очередь, красоту мира. Они где-то похожи на меня. Они такими родились, и я такой родилась, потому что другой человек просто не может этого увидеть. Ему дано нечто другое в этой жизни: хорошо считать, хорошо зарабатывать миллион долларов и так далее. У каждого свое мышление, и у каждого есть свои плюсы. Женщины и девушки, похожие на меня, многие из них имеют творческие профессии: музыканты, художники, те, кто как-то связан с искусством, — это мои клиентки. Женщины с определенным статусом, которые могут позволить себе дорогие вещи, но эти дорогие вещи им немного надоели. Их привлекает что-то новое, дизайнерское.

Есть среди моих клиентов и девушки, которым это просто интересно, и женщины, которые могут и не видеть этой красоты, но повяжут платочек, приходят ко мне на «Млын» (выставка-продажа товаров ручной работы в Минске — Ред.) через два года и говорят: «Я ношу его два года, не снимая! Мне так нравится!». У них тоже есть стремление к прекрасному.

— И напоследок: какая у вас любимая пора года? Ждали ли весну?

— Раньше я бы сказала, что у меня одна любимая пора года, а сегодня я люблю всё. Зима, холодно — в этом есть своя прелесть. Цветы, растения на участке распускаются — мне все нравится. Конечно, я люблю весну, к тому же у меня весной день рождения. Эта пора отличается от всех: время оживления, расцвета, маленьких листиков, тональностей, которых уже нет в бурном лете… Честно, не преувеличивая: я люблю каждый день.