«В первую очередь я суровый механик»: легко ли быть женщиной в автобизнесе

Наши героини всем своим примером показывают, что женщины тоже отлично разбираются в автомобилях и технике, обожают свое увлечение и зарабатывают на нем деньги.

«Я не раз столкнулась со стереотипом «женщина, сиди дома, расти детей и вари борщи»

Наталья Неборакова (28), VIP менеджер по работе с ключевыми клиентами по продаже автомобилей

Мои родители ждали мальчика, а родилась я. Но отец продолжал лелеять мечту об идеальном «сыне», поэтому любовь к автомобилям я впитала с запахом бензина еще в младенческом возрасте.

За руль меня впервые посадили года в четыре, под неодобрительные крики матери. А в пять лет, чтобы умерить энергию, отдали в лыжный спорт, где я «дослужилась» до мастера спорта. Но через 16 лет из-за травмы, несовместимой с дальнейшей карьерой, я была вынуждена искать новое увлечение.

Content image for: 494944

Вспомнила об автомобилях. Начала все с того, что разобрала, переделала по последней моде и удачно собрала обратно свой собственный. И подумала, что это хобби может стать профессией. Примерно год я ночи проводила в гаражах, занималась стритрейсингом, а потом начала искать место работы, где мои интересы будут оплачиваемы.

До сих пор помню руководителя отдела продаж, который попросил меня начертить автомобиль в разрезе, отобразить схематично работу тормозной системы и турбины. Не верил он, что девочка может разбираться в автомобиле на уровне бывалого мужика. Но даже после того, как я ответила на самые каверзные вопросы, на работу он меня не взял, сказав, что не верит в то, что женщина в этой сфере может быть успешнее мужчины.

Стереотип «женщина, сиди дома, расти детей и вари борщи» раззадорил меня еще сильнее.

После того собеседования прошло восемь лет, за эти годы я поработала во многих брендах, о некоторых из которых даже не мечтала в детстве: «Ауди», «Мазерати», «Феррари», «Бентли», «Бугатти». Остановилась в «Мерседесе».

Но каждый раз, проходя собеседования, я неизменно сталкивалась со скрытой усмешкой в глазах мужчины-руководителя: «Блондинка? 1.80? Красные губы и маникюр?» Эдакое «да ты хоть знаешь, деточка, как капот на машине открывается?» И приходилось снова и снова доказывать свои знания, объясняя, что такое крыльчатка в улитке и принцип работы ГРМ.

«В первую очередь я суровый механик»: легко ли быть женщиной в автобизнесе

Родители давно смирились с тем, какую стезю я выбрала, а друзья и вовсе уже не могут воспринимать меня отдельно от автомобилей.

Хотя нет ничего забавнее как смотреть на реакцию незнакомого мужчины, когда меняешь колесо на трассе Москва Новосибирск или снимаешь бампер, чтобы заменить фары.

Самый сладкий мед для моих ушей — когда коллеги говорят, что, работая со мной, всегда чувствуют безопасность и уверенность.

Или когда ребята, профессионально занимающиеся гонками, говорят на разборе видео с треков, что им приятно смотреть на грамотного человека. А потом привозят свои машины, передают ключи, со словами «садись за руль, поехали, оценишь».

Вы себе это представляете? Когда мужчина заставляет тебя сесть за руль своего нового автомобиля, в котором от 450 лошадиных сил, чтобы ты заценила, как он едет, потому что ему искренне интересно твое мнение.

«В первую очередь я суровый механик, а уж потом маленькая хрупкая девочка».

Анастасия Туман (24), механик

Я начала увлекаться автомобилями после того как получила права. Моя первая машина  старое отечественное «ведро» («ВАЗ-2109»), вечно ломалась. Потом была подержанная «Нива», которая тоже все время ломалась. Эти постоянные поломки посередине дороги меня, мягко говоря, огорчали. То генератор выходил из строя, то карбюратор барахлил, и машина глохла, то ремень грм оборвало, то колесо пробило. И стоишь, ждешь подмоги, а в это время из проезжающих машин слышится: «Что встала?!», «Убери свое ведро с проезжей части!»

Content image for: 494944

Приезжаешь на СТО чинить машину, а там тебе называют какие-то заоблачные цены. И я решила — пора мне самой научиться чинить машины. Купила книгу по «Ниве», полистала ее, но ничего не поняла и решила пойти на СТО учеником механика, приступить сразу к практике. Брать меня нигде не хотели, так как я девушка, да еще и без знаний и опыта. Но все-таки я нашла станцию, где один человек взял меня на обучение. Он и научил меня всем азам устройства и ремонта авто.

Поначалу мало кто из близких поддерживал мое увлечение, но прошло время, и они стали мною гордиться.

Конечно, люди разные попадаются.

Бывало, что клиенты-мужчины удивлялись, увидев меня на СТО, и говорили: «Да что она тут делает, она же баба», или «Девочка, кишка-то не тонка гайки крутить?»

Но не все так реагируют, кто-то, наоборот, больше мне доверяет свою машину, чем мужчине-механику. Что бы там ни говорили, я всегда на позитиве, так как занимаюсь любимым делом.

Муж меня во всем поддерживает. Бывает, что-то не получается, опускаются руки, и тогда он говорит: «Ты все сможешь, у тебя получится». И я понимаю, что в первую очередь я суровый механик, а уж потом маленькая хрупкая девочка.

«Начала с реставрации ретроавтомобилей, закончила гонками»

Ирина Сергеева (35), совладелец мастерской по реставрации старинных автомобилей «Симонов Моторс»

Идея о создании мастерской возникла в 2011 году. Меня пригласили на роль ответственного администратора в состав учредителей. До этого интерес к автомобилям у меня был исключительно на уровне пользователя, обычного водителя. По первому образованию я преподаватель истории, а работа в этой компании (мы занимаемся немецкими и советскими автомобилями 2040-х годов) разожгла во мне любовь к автомобилям, историческим и современным.

Ретромашины — свидетели времени. Они хранят истории и эмоции нескольких поколений, переносят нас в другую эпоху. Например, есть такой грузовой автомобиль 3040-х годов прошлого века «полуторка» — примитивный полуторатонный грузовик для сельскохозяйственных и промышленных нужд. Но когда начинаешь изучать и узнавать, что эти автомобили были использованы во время Великой Отечественной войны, ездили к блокадному Ленинграду по «Дороге жизни», невольно начинаешь воспринимать их как живые механизмы, как великих старцев, переживших коллективизацию, индустриализацию, Великую Отечественную и послевоенное восстановление страны.

Content image for: 494944

Или вот недавно наш автомобиль «Газ-А» участвовал в съемках фильма «Торгсин». В один из съемочных дней мне самой пришлось сопроводить машину на съемочную площадку и заводить ее для главного героя. А потом я наблюдала за тем, как этот автомобиль помог воссоздать историю 30-х годов на съемочной площадке. Посмотрев этот сериал, я настолько прониклась историей на экране, что заново влюбилась в свой автомобиль. Теперь он для меня еще и автомобиль руководителя «Торгсина».

Реставрация ретроавто — долгий кропотливый процесс разборки автомобиля, решения технических задач, изготовления и ремонта узлов и деталей, сборки, обкатки. Мои коллеги, инженеры и технические специалисты, работают как конструкторское бюро. Волей-неволей приходится погружаться в эту техническую пучину, и уже запах бензина становится родным.

Работа привила и новое увлечение: я часто езжу штурманом по городским любительским ралли на ретроавтомобилях, участвую пилотом в кольцевых скоростных гонках на «ВАЗ Лада-2105» 1984 года выпуска. От гонок на современных автомобилях такие ралли прежде всего отличаются скоростями. Ретроралли рассчитаны больше на штурманскую смекалку и похожи на увлекательное неспешное путешествие с головоломками, они научили меня быстро принимать решения, осознавать поражения и делать из них положительные выводы. На старт подобных ралли обычно собирается много зрителей. Скопление антикварных автомобилей в одном месте — это впечатляющее зрелище. К тому же многие автомобили находятся в частных коллекциях, и в обычное время их просто так не увидишь.

Content image for: 494944

Мои друзья и родные с уважением относятся к моему роду деятельности, обращаются за советами. Тем не менее это абсолютно мужской мир, несмотря на то что, казалось бы, стираются грани между мужскими и женскими профессиями.

И когда я оказываюсь вовлеченной в автомобильный разговор с мужчиной, который не знает о моей работе, первые 10 минут происходит борьба полов: «Что ты, женщина, можешь понимать в технике?» 

После пары-тройки уточняющих вопросов с моей стороны недоверие собеседника обычно сменяется удивлением. Я к этому уже привыкла, и когда у меня случаются сложности на работе, не могу решить какую-то задачу или проблему, то напеваю песню Джеймса Брауна «This ls a Man’s World», перезагружаюсь и заново приступаю к решению с другой стороны.