Из первых уст: сложно ли быть дизайнером в Казахстане

В перерывах между показами 20-го сезона Kazakhstan Fashion Week мы расспросили отечественных модельеров, как им работается на казахстанском рынке, с какими трудностями они сталкиваются и какие проблемы существуют на сегодня в модной отрасли страны.

Самой оптимистичной, отвечая на вопрос, сложно ли быть дизайнером и иметь свой бренд в Казахстане, оказалась Камилла Бах, которая парировала коротко: «Нет, совсем не сложно». Правда, затем девушка уточнила, что ей везет и получается успешно реализовывать коллекции в сегменте выше среднего ценового уровня.

Контент недоступен

Оптимизм коллеги разделила и «дебютантка» Казахстанской недели моды Виктория Азербаева. «Сейчас в Казахстане актуально быть дизайнером, именно сейчас казахстанский дизайн переживает период подъема», — считает она.

При этом Виктория добавила, что дизайнер, основавший собственный бренд, должен быть одновременно его директором, портным, конструктором, стилистом и пиар-менеджером.

Современный дизайнер должен быть сверхчеловеком! На нем висят тонны организаторской работы.
Виктория Азербаева
дизайнер

Говоря о популярности профессии в Казахстане, Виктория признает, что есть и отрицательная ее сторона: наряду с качественным дизайном существует «псевдодизайн», не имеющий под собой прочной технической основы и оригинальной идеи.

Контент недоступен

По мнению Тамары Ламанукаевой, быть дизайнером в Казахстане — работа не из легких. «Прежде всего, это постоянное движение: регулярные новые коллекции, растраты на ткани и материалы, посещение мероприятий и тренингов, маркетинг и работа с клиентами. Порой такой ритм жизни выматывает, а если дизайнер еще и берет большую часть ручной работы на себя, как это делаю я, времени на остальное практически не остается», — призналась дизайнер.

Ее коллега Мирэль Марат подтвердила, что серьезной проблемой в Казахстане остается поиск высококвалифицированных и ответственных мастеров швейного и портновского дела, поэтому многие дизайнеры не могут ни на минуту выпасть из процесса создания наряда

Конечно, если сравнивать индустрию десяти-пятнадцатилетней давности, то сейчас появились новые интересные ткани и фурнитура, у дизайнеров появилось гораздо больше возможностей занять свою нишу, найти своего покупателя.
Мирэль Марат
дизайнер
Контент недоступен

Основатель молодого бренда ToSi Тохтар Сейлбеков зрит в корень проблем и косвенной причиной сложностей в профессии считает техническую направленность обучения, ведь, как известно, бренд имеет под собой трехступенчатую базу: идея, технология и маркетинг.

Обучение дизайнеров в Казахстане, как правило, обычно акцентируется лишь на технологии дизайна: кройке и пошиве. При этом сочетания различных предметов одежды, тканей или цветов остается за пределами изучения, как и маркетинг. Казалось бы, на помощь должны прийти пиар-агенства, но и эта сфера промышленности в Казахстане еще развита слабо.
Тохтар Сейлбеков
дизайнер

Еще одна проблема, с которой, по словам Тохтара, повсеместно сталкиваются его коллеги — отношение окружающих. Как известно, само понятие «дизайнер» появилось в Казахстане относительно недавно, а в прошлом профессия именовалась как «модельер», что тоже вносит свои коррективы.

Контент недоступен
Дизайнер — тот, кто создает, придумывает и изобретает, но наши люди, к сожалению, воспринимают нас как портных.
Тохтар Сейлбеков
дизайнер

Сункар Есмуханов, основатель бренда Kiritti, в свою очередь отметил, что дизайнером быть в принципе сложно, независимо от того, в какой стране он работает. Истинный дизайнер, по мнению Сункара, обязан не только разработать эскиз и реализовать его, но и иметь более глубокие профессиональные знания.

Прежде всего, нужно хорошо владеть техникой создания одежды аксессуаров, чтобы обеспечить себе независимость и самодостаточность. Кроме того, суметь реализовать идею вопреки трудностям, будь то ограниченность в материалах или во времени, тоже требует немалых умений.
Сункар Есмуханов
дизайнер
Контент недоступен

По словам Сункара, главная цель любого казахстанского дизайнера — привить обществу хороший вкус и научить его подбирать собственный индивидуальный стиль.

С развитием модной индустрии в нашей стране эта цель становится все более реальной. Глядя на дизайнеров и их работы, люди уже сейчас присоединяются к модным веяниям и находят что-то новое для себя, поэтому быть дизайнером в Казахстане — это ответственно, но почетно.
Сункар Есмуханов
дизайнер

С участниками Kazakhstan Fashion Week общались Дана Абдыгулова и Евгения Левицкая.