Лобстеры
Самый известный дизайнер-сюрреалист — Эльза Скьяпарелли. Она постоянно сотрудничала с фотографами и художниками (кстати, не только с сюрреалистами, но и дадаистами). Именно Скьяпарелли сделала сюрреализм модным. Самые известные ее вещи неизменно связаны с именем Сальвадора Дали. Художник создал принты для легендарного платья с нарисованными порезами и прорехами, а также предложил разместить изображение огромного лобстера на белоснежном платье. Лобстеры часто становились арт-объектами в его руках. Дали придумал телефон с трубкой в виде гигантского лобстера, а во время создания сюрреалистичного павильона «Сон Венеры» украсил обнаженные тела моделей морепродуктами.
Если вам также хочется примерить лобстера, то в вашем распоряжении моносерьги, бисерные броши, кольца и крупные кулоны.
Анатомия
Скьяпарелли также сотрудничала с Жаном Кокто. Совместно с этим артистом она придумала знаменитое пальто с профилями людей, практически соприкасающихся носами и своими профилями, формирующими силуэт цветочной вазы. В сюрреализме человеческое тело — объект для экспериментов. Оно распадается на части, искажается, порой пугает. В этом смысле украшения — отличная почва для подобных экспериментов: расшитые пайетками и камнями руки, запонки в виде сердец и подобные вещи сегодня делают многие бренды.
Губы и глаза
Сюрреалисты часто превращали женские губы, накрашенные яркой помадой, в объекты искусства, дизайна: вспомнить хотя бы флакон духов или диван Сальвадора Дали. В модном мире губы тоже часто украшали одежду (например, знаменитое платье из коллекции Сен-Лорана 1971 года, с губами из алых и малиновых пайеток). В ситуации с украшениями привычные материалы становились чем-то неожиданным, чем-то большим, чем просто красивыми побрякушками в виде звезд или цветов. Броши с жемчужными зубами, сапфировые слезы и сердца из рубинов стали настоящими арт-объектами.
В 1950-х годах Дали сотрудничал с ювелиром Карлосом Алемани. Дизайнер претворял картины Дали в жизнь: он создал и легендарную брошь «Глаз времени» из платины, бриллиантов с рубином-кабошоном.
Окружающий мир
В сюрреализме самые простые предметы из жизни приобретают абсолютно иные формы и значения. Перевернутая туфля становится шляпкой, человеческое тело может трансформироваться в комод со множеством выдвижных ящиков, а скала напоминает четкий человеческий профиль. Эльза Скьяпарелли всегда смотрела на привычные вещи под новым углом: она превращала жуков в украшения, а пуговицы на платьях и пальто становились то цирковыми артистами, то насекомыми. Перчатки она украшала накладными золотыми ногтями, а вместе с Сальвадором Дали сделала сумку в виде телефона с расшитым золотом диском.
Современные дизайнеры также придумывают украшения, будто вдохновленные снами, и находят применение самым привычным вещам: кулоны-открывалки, гигантские скарабеи-каффы и броши в виде глазастых анютиных глазок можно запросто представить в качестве аксессуара к платьям и костюмам, которые создавали Дали и Скьяпарелли.
«Расплавленные» металлы
Люди и вещи, будто потерявшие свою привычную форму — излюбленный прием Сальвадора Дали. Мы видим, как на его картинах часы растекаются по ветвям деревьев, а части тел пугающих персонажей нередко поддерживают костыли. Плавные, текучие линии, мягкость, гибкость и пластичность окружающего мира проходят через все его творчество. Колье и крупные серьги, будто растаявшие на жаре, браслеты, напоминающие то ли позвоночник, то ли ребра, а также кольца самых невероятных форм отлично вписываются в определение сюрреалистичного украшения.