Еще в детстве я поняла: стройная равно красивая. И если ты женщина, подразумевается, что ты должна быть худой или по крайней мере стремиться к этому. Героини сериалов, которые я смотрела, и книг, которые я читала, боялись съесть бутерброд с вареньем, чтобы не испортить фигуру, и сидели на диетах. Персонажи аниме и манги были как одна с ножками-палочками и широким расстоянием между ляжками.
В детстве и подростковом возрасте мы не оцениваем окружающий мир критически. Мы просто впитываем то, что нам дают. Я оказалась способной ученицей и в 18—19 лет предприняла попытки похудеть со своих абсолютно здоровых и вполне стройных 55 кг. Пила йогурты, ела фрукты, думала, что мне не повезло родиться женщиной, не есть очень тяжело. Хорошо, что я хотя бы от природы не толстая. Я отлично научилась винить себя за «лишнюю» еду и отсутствие желания «следить за фигурой».
Все было хорошо, пока в 19 лет я не рассталась с парнем. Отношения были тяжелыми, расставание тоже, и я несколько дней не ела. Грустила, слушала музыку, вот это все.
Я узнала о калориях и о том, что, чтобы похудеть, надо тратить больше, чем потребляешь. У меня в телефоне появился счетчик калорийности. Хорошим считался день, когда я ела на 800 калорий, плохим — если на 1200. И да, я считала это правильным питанием.
Я понимала, что со мной что-то не так. Но, кажется, не подозревала, насколько именно. Я фотографировала еду, разглядывала еду, считала калории с точностью до одной, ходила и бегала, чтобы «выполнить норму активности», засыпала голодная, взвешивалась каждый день, у меня были видны кости. Я весила 48 кг.
Слева — фото тогда. Справа — сейчас.
Период эйфории прошел. Вся моя жизнь стала борьбой со вкусной едой. Я стала нервной, потому что постоянно хотела съесть что-то калорийное. В какой-то момент я не смогла сдерживаться.
Триггером стал мой проигрыш на крупных соревнованиях по каратэ. Я заняла 4-е место и не получила медаль. Сразу после выступления я съела пачку вафель из автомата и запила их капучино. Как же это было вкусно! Потом я съела чизкейк и еще что-то. После возвращения в гостиницу пошла в магазин, набрала корзинку сладостей и полночи их ела. Живот вздулся. Чувствовала я себя одновременно отвратительно (ужасные ощущения в желудке) и потрясающе (было очень вкусно). Этот голод было не утолить. Месяц или полтора я объедалась сладостями и набирала вес.
Суть проблемы я тогда не поняла. Я не задумалась о том, откуда вообще взялось мое желание худеть и почему быть стройной является женской обязанностью. Я решила, что я просто неправильно все делала, и, чуть передохнув, предприняла новую попытку. На этот раз, думала я, все будет по-другому.
Я «села на ПП». Что это значило? Калорийность была повыше, сладкое допускалось (но только немного и с утра), много белка. Еще я каждый (!) день пробегала 6—10 км и делала силовую по видеотренировкам. Хотелось мне гораздо больше, чем одну полосочку шоколадки за завтраком, но я сглатывала слюну и ела овсянку, ведь «за питанием надо следить», иначе ты «слабовольная, не можешь контролировать даже то, что ты ешь». Сейчас это для меня звучит как «Ты что, не можешь контролировать, дышать тебе или нет? Слабовольная!»
Снова появилась тяга к еде, угасшая было после набора веса. Из каждого приема пищи я делала ритуал, потому что я не наедалась. Стала коллекционировать шоколад. Покупала сладости и складывала их на нижнюю полку комода. Не ела, естественно.
Помню, как у меня должна была начаться стажировка на радио — где сейчас я уже три года работаю продюсером и ведущей. На том радио, куда я так хотела попасть, но на тот момент мысль о стажировке доставляла только дискомфорт из-за того, что я не смогу в полной мере отдать себя улучшению своей фигуры. Ведь это помешает мне тренироваться дважды в день и готовить пятиразовое ПП-питание, фотографируя тарелки на подоконнике. Я все больше ужесточала питание, потому что вес не уходил.
Радио действительно увлекло меня, и после месяца стажировки я осталась. Наступила осень, начался дипломный год. Мне стало еще сложнее сдерживать себя в питании. Я считала калории с точностью до одной, ела на 1200—1600.
При этом я училась и очень много работала: дневное отделение на журфаке, детские тренировки по карате, обзоры гаджетов и теперь стажировка на радио. Форма у меня на самом деле была классная — я похудела, были видны мышцы. Правда, ниже 54 кг вес вообще не снижался, а при малейшем допущении «запрещенки» поднимался на полтора килограмма вверх.
К тому моменту я знала про бодипозитив, но никак не могла применить его к себе. Да, «девушка может быть любой формы и веса», но не я, я должна быть худой!
А потом глаза открылись, и я наконец задумалась: кому выгодно, чтобы я была зациклена на фигуре? Индустрии фитнеса и похудения? Кто придумал, что женщина должна выглядеть определенным образом и недоедать? Кому выгодно то, что я стала гораздо хуже учиться и направила свой ресурс не на самореализацию (то, к чему я до этой истории бешено стремилась), а на заботы о «правильной» еде? Не инструмент ли это контроля над девушками? Не подавление ли это моего потенциала через культурные штампы и стандарты красоты?
Ведь какой бы успешной и умной ты ни была, если ты толстая — все будут говорить об этом и осуждать тебя. Как будто жир мешает пользоваться мозгами и делать хорошие вещи.
Я разрешила себе есть абсолютно все, что хочу. Без любых «но» и хоть какого-то подобия системы. Я абсолютно искренне перестала думать о своей фигуре и наборе веса и сосредоточилась на учебе, работе и своем психологическом комфорте.
Килограммы прилипали мгновенно. Первое время я не могла и трех часов без еды, желательно, чтобы это было сладкое. Спустя буквально неделю я уже не наедалась до боли в желудке, а только лишь до дискомфорта (что тоже не очень, но это был прогресс). Это продолжалось до нового года.
На новогодних каникулах я все еще не могла удержаться от поедания сыра с медом в больших количествах, все 10 дней я лежала в кровати, ничего не делала и ела. Я просто ждала, когда все закончится. Мой вес был 61 кг. После Нового года мой аппетит пришел в норму.
Каждый раз, когда я хотела поесть, я садилась и думала: что я хочу? Как я буду после этого себя чувствовать? Чем дальше — тем легче мне было «попадать в точку». Аппетит и калорийность моего рациона постепенно снижались. Если сперва мне постоянно хотелось «Орео», то через пару месяцев я поняла, что люблю творог. Если он просто вариант еды, а не «надо есть белок».
Но как только мне хотелось сладкого или фастфуда — я ела его без зазрения совести. Бургер в полночь? Пожалуйста. Хочется еще десерт? Как ты себя будешь после него чувствовать? Если хорошо — ешь.
Еда перестала делиться на «плохую» и «хорошую». Еда делилась на ту, что мне сейчас хочется, и ту, что не хочется. Я научилась останавливаться, когда наелась. Важное замечание: когда действительно наелась, а не когда кажется, что «пора бы остановиться», но при этом очень хочется есть еще. Если мне после обеда хотелось еще пять конфет, и без этих пяти конфет я не чувствовала насыщения — я их ела.
Оказалось, что если в голове все в порядке, то переесть довольно сложно. Я слушала, слушала, слушала себя. Меня стало тянуть на яйца, гречку, сыр, яблоки. За год вес снизился на несколько килограммов. Да, этот процесс был очень долгим, но не требовал от меня практически ничего, кроме внимания к себе. Никаких постоянных мыслей о еде и волевых усилий. Мое мнение: это возможно, только если искренне отбросить желание худеть.
Спустя год после начала моего интуитивного питания я была еще чуть пухлой, но моя психика была в полном порядке, и я начала тренироваться в зале. Тренируюсь я тяжело: штанга, база, полное отсутствие кардио, повышение весов. Я выбрала именно тот вид активности, который меня не угнетает и дарит удовольствие. Меня совершенно не напрягает поднять 70-кг штангу, мне в кайф это ощущение напряжения. А вот полчаса бежать на дорожке — нет. Сразу нет.
Я даже не замечала, как меняется мое тело, но спустя месяцев девять после начала тренировок я внезапно поняла, что похудела. Ушел вес, стало меньше жира, появился рельеф.
Я ем сладкое или фастфуд каждый день. Я тренируюсь три раза в неделю по часу и получаю от этого удовольствие. У меня не бывает «срывов» — я ем то, что хочу. Я никогда еще не была в такой хорошей форме.
Потребовалось много сил и времени, чтобы найти этот путь. Без пабликов и страниц о бодипозитиве и интуитивном питании это вряд ли было бы возможным, поэтому я и пишу об этом так подробно. Просто знайте, что так можно. Не надо ненавидеть себя и издеваться над своим телом и психикой.
Я говорю и буду об этом говорить в противовес страницам, кричащим о необходимости «чистого» питания, унижающим полных людей, не занимающихся спортом, и твердящим о необходимости «контроля за питанием» как проявлении «уважения к себе». Ребят, уважение к себе — это прислушиваться к своим желаниям и не вредить себе, а не стремиться своим внешним видом угодить фитоняшке Маше из инстаграма.
Более подробную историю читайте в Instagram героини.