«Где ты училась?» — нормальный вопрос. «На журфаке?» — угадывают они. «Конечно, нет!» — восклицаю я в напускном ужасе.
На самом деле этот мой ужас не такой уж и фальшивый. И виноват в этом не то чтобы именно факультет журналистики. А все российское гуманитарное образование в общем и целом.
Полтора года в МГИМО на международной журналистике не дали мне ничего. Ну, кроме базы испанской грамматики. Да, училась я из рук вон дурно — прогуливала, дремала на лекциях. Но вот у меня был преподаватель истории, которого слушали даже такие лентяи и балбесы, как я, — он был удивительный, он увлекал, он показывал историю через живых людей, а не только через даты.
Российское образование — это вдалбливание знаний. Вдолбил, поставил оценку — долг выполнен, зарплата отработана.
Если человек собирается стать хирургом или юристом — понятно, что у него нет выхода. С другой стороны, вот одна девушка сейчас учится в 1-м Медицинском, а это вам не шутки, и она страшно разочарована — все, что пока им рассказывают на лекциях, вот все это легко находится в гугле. Учителя просто оттарабанивают по курсу.
Любой человек, из которого, возможно, получился бы блестящий плотник, шел в институт (потому что лучше сидеть в конторе и шебуршать бумажками, чем работать руками), а в эти ПТУ (профессиональные училища) шли только самые тупые, которые окружность от квадрата не отличали. «Пойдешь в ПТУ!» — кричали нам родители, а мы плакали, потому что это было все равно что «пойдешь в тюрьму».
К тому же не стоит забывать, что современное российское образование — это наследие советского. А что такое советское образование? Идеология и халтура.
В «западной» системе образования на первом месте вовсе не ремесло, а уникальные знания, которыми делятся самые достойные, самые яркие и талантливые люди страны. Задача здесь не в том, чтобы обучить, как держать в руке уголовный кодекс, а чтобы сделать из людей элиту — не просто эрудированных, но думающих, творческих личностей. Свободных, мыслящих.
Поэтому университеты — это клубы, это платформы, это генераторы идей, настроений, волнений.
И вот это так называемое гуманитарное образование — оно и есть настоящее образование, а профессия к этому прикладывается уже сильно позже, ей быстро обучают в последние года два.
Русский институт или университет чему уж точно не научит — так это думать независимо. Не научит не просто читать, а переживать, осмыслять. Я вот сейчас вспоминаю тот же МГИМО и понимаю, что все полтора года там — это была работа на сопротивление. Не принимать там знания, а, наоборот, отвергать их — с этими их клишированными толкованиями, со стандартными решениями.
О’кей, некоторым нужны профессиональные знания. Но, боже, сколько всякой чуши и пошлости приходится получить вместе с ними! Сколько унижений!
С другой стороны, знакомый айтишник сам себя научил — и он очень успешен, он сейчас уехал работать в Германию, просто ради забавы отправив бумаги в одну известную фирму (подруга подавала на рабочую визу — и он ее поддержал). Консульство Германии, кстати, никак не могло поверить, что эта фирма хочет сотрудника без образования — но те прислали подтверждение и особое ходатайство.
Я не зря написала о ловушках бесплатного общего образования. Многие же идут «ради диплома». Потому что могут, потому что бесплатно. И потом ни дня не работают по профессии. Изучали, например, биологию, а сразу же начинают заниматься связями с общественностью — и учатся этому на практике. Так зачем было сидеть пять лет в университете? Какой в этом смысл? Свободными и независимыми они все равно не стали. Знаний по профессии не получили.
Ну да, родители заставили — чтобы не болтались без дела, и чтобы была «корочка». Но у нас школу заканчивают в семнадцать лет — и что можно решить для себя в таком возрасте? Можно понять, кто ты? Конечно, нет. Лучше уж пусть болтаются без дела — если уж родителям все равно содержать детку в ближайшие пять лет. Пару лет поболтаются — может, придет понимание, кем они хотят стать. Изнасилование биологией или инженерным делом не поможет встать на путь истинный.
Наша система образования — она как ламповый телевизор. Может, они еще работают, но кому это надо? Все наперекосяк. И если система сама себя не лечит, то, может, надо заняться этим самим?
Задуматься над такими вопросами: «Кому нужно образование ради бумажки?», «Что может понимать о себе человек в 17 лет?», «Почему надо оставаться равнодушными, если учителя обижают или подавляют студентов?» Вопрос и студентам, и их родителям.
Лучший момент моей жизни — когда я бросила МГИМО. Знаете почему? Я провалила историю, договорилась с преподавателем о пересдаче, и вот я уже жду историка (неделю не спала, учила), а тут на меня выпрыгивает заместитель декана. И радостно так сообщает, что мне нужен допуск от деканата на эту пересдачу. Я попросила его мне выписать. А он не стал. Потому что ему хотелось показать свою власть, хотелось, чтобы я огорчалась и умоляла. «Приходите, — говорит, — через две недели». Я взбесилась. И бросила эту контору.
Я до сих пор не знаю, к чему все это было. Если это такая система — идет она далеко-далеко. Эта система не может мне ничего дать. Знания, полученные через все эти гадости, того не стоят. К тому же они все есть в гугле.
Эрих Фромм писал, что знания в современном мире становятся все более консьюмеристскими — ты их приобретаешь, как платье или машину, они нужны тебе для статуса.
А ведь, по идее, знания нужны для того, чтобы оживить свою душу, разжечь в ней пламя творчества, чтобы размышлять, осознавая природу вещей — и наслаждаться этим движением мысли, испытывая особенное удивительное счастье в те секунды, когда ты создаешь оригинальную, ни на что не похожую идею.
Вот это и есть образование. Только в этом смысл. Если знания не учат свободе — это ловушка, из которой уже не выбраться.