Приятно думать, что современные, взрослые и толерантные люди не зацикливаются на деталях чужого внешнего вида, особенно таких, которые человек изменить не в силах. И нам хотелось бы считать, что на успешность влияют профессиональные качества, а не внешность.
Но давайте начистоту, люди есть люди. Не будем обманывать себя: конечно же, все обращают внимание на внешность, особенно — недостатки в ней. И да, внешний вид действительно влияет на карьеру.
Приведу несколько наглядных примеров, которые демонстрируют, как это происходит.
История первая: как девушка оказалась слишком красивой для предложенной вакансии
Был у нас в проекте «Антирабство» такой случай. Девушка, назовем ее для удобства Мариной, бывшая модель, решила устроиться на новую работу. Человек она, вопреки стереотипам, неглупый (с дипломом МГУ и двумя языками в активном запасе), поэтому умела не только «торговать лицом». Ну и решила она, что хочет пойти в личные ассистенты первых лиц крупных компаний. Работа высокооплачиваемая и крайне сложная, средняя зарплата в Москве — 120—150 тысяч рублей. И не надо думать, что суть обязанностей — «сидеть улыбаться» и «подавать чай-кофе».
Личный ассистент, во-первых, собирает всю информацию, которая идет к первому лицу, фильтрует ее и решает, что стоит переправить другим. А значит, он должен разбираться во всех рабочих процессах компании. Во-вторых, у ассистента долгий рабочий день — часов 12, а то и больше — как и у первого лица компании.
Наконец, в-третьих, невозможно работать персональным помощником, если у вас нет стрессоустойчивости и навыка работы с людьми — именно через ассистента идет весь тот поток людей, которые ищут контакта с первым лицом. Думать, что со всеми ними делать — как раз прямая обязанность ассистента.
Так вот, это сложная работа, и Марина была к ней полностью готова. По резюме она была блестящим кандидатом. На рынке дефицит стоящих помощников, и мы были уверены, что устроим Марину очень быстро. Мы подготовили ее к собеседованиям... И стали получать отказ за отказом с формулировкой вроде: «Отличный кандидат, но мы предпочли другого».
С женщинами-руководителями тоже не сработало — видимо, не хотели брать ее из-за чувства конкуренции.
В общем, поняв, что помощником первого лица ей никогда не стать, Марина просто пошла и сменила сферу деятельности. Отучилась и работает маркетологом, руководит целым отделом в департаменте маркетинга одного крупного интернет-проекта.
История вторая: как недостаток внешности помешал получить работу
Этот случай — совершенно парадоксальный, с моей точки зрения. Около года назад одно очень известное СМИ искало человека на позицию главного редактора, и у нас был совершенно великолепный кандидат. Резюме СМИ рассматривало только с фотографиями, а у нашего кандидата — дефект глаз, который, впрочем, на статичной фотографии незаметен. И приглашение на собеседование кандидат получил.
Но, как только началось собеседование, мне посыпались сообщения от HR-специалиста этого СМИ: мол, наш топ-менеджер в шоке, резюме великолепное, но он просто не может взять на позицию главного редактора человека с такими проблемами.
Я в не меньшем шоке — позиция главного редактора далеко не всегда предполагает публичность, да и никакого отношения к исполнению рабочих обязанностей это все тоже не имеет. В итоге собеседование прошло страшно неудачно — и менеджер, и HR сразу были настроены плохо. Но и отпускать хорошего кандидата им так просто не хотелось. Дошло до того, что спустя неделю HR позвонил кандидату с формулировкой: «Наш топ-менеджер пока сомневается и хочет еще раз поговорить с вами, но не могли бы вы прийти в очках».
В ответ на недоумение кандидата, который очки не носит и они ему вообще не нужны, HR честно ответил, что менеджера напрягает и отвлекает «состояние ваших глаз». Чем, естественно, страшно обидел нашего кандидата — на собеседование он не пошел, и оффер получил другой человек с более приемлемой внешностью.
Прошел год, наш кандидат успешно вышел на работу, а дела у крупного СМИ, которое его не взяло, нежданно пошли очень плохо. Тиражи страшно упали, и топ-менеджер, видя, как хорошо наш человек справляется с обязанностями главного редактора в другом месте, решил его переманить.
Надо ли говорить, что никакие обещания, ни двойная, ни тройная зарплата не работают? И вряд ли когда-нибудь сработают, что совершенно справедливо.
История третья: как национальность может оказаться не к месту
А еще однажды пришла к нам девушка, которая очень хотела занять позицию операционного менеджера в банке, стать «хозяйкой отделения». Это девушки, которые встречают клиента на входе, уточняют, все ли понятно, помогают и вообще всячески решают проблемы. Традиционно на такую должность берут женщин с самой стандартной внешностью — она никак не должна отвлекать или раздражать, а еще важны приятный голос, манера речи и общее понимание банковских продуктов.
Так вот, наша девушка была из Таджикистана и, опять же, была замечательным специалистом. Очень хорошо понимала продукт, год стажировалась в Лондоне по финансовой программе, прекрасно говорила по-русски и по-английски. И пришла к нам с полным непониманием того, почему ей отказывают в работе. А когда узнала, очень расстроилась, потому что национальные черты не поменяешь даже при очень сильном желании.
Что мы сделали? Я связалась с топ-менеджером одного из активно развивающихся сейчас банков и рассказала о нашей кандидатке, которая имеет все навыки, но не может получить места из-за неписаных правил относительно внешности. Нам повезло — банк открывал небольшое отделение в крупном пятизвездочном отеле, где девушка с отличным знанием продукта, английского языка и иностранного менталитета, да еще и с необычной внешностью, пришлась очень кстати. Идеальное сочетание нужной внешности и нужного рабочего места.
Какой можно сделать вывод из этих историй?
Cовершенно простой: даже несмотря на то что мы привыкли считать, будто красивым людям открыты все дороги, практика порой расходится с теорией. Главное, что за любой внешностью должен обязательно стоять профессионализм, и тогда никаких проблем с трудоустройством не возникнет.
Желаю удачи — верьте в себя и свои возможности!
Алёна Владимирская — хедхантер, один из крупнейших экспертов в области рекрутинга, основатель проекта «Антирабство», где помогают людям, желающим преуспеть в карьере и выстроить равные рабочие отношения.