Чувство жалости само по себе очень человечно. Оно делает нас людьми. Вместе с тем жалость предполагает снисхождение. Ну вспомните, как некоторые женщины говорят о мужчинах: «Я с ним из жалости».
Жалеют обычно из позиции сильного. Жалеют тех, кто слаб и беспомощен. Тех, кто страдает и нуждается в милосердии. И вроде бы это совсем неплохо по отношению к другому человеку, даже, наоборот — хорошо.
А вот с жалостью к самому себе все не так очевидно. Возникает ощущение, будто она превращает страдание в привычку, консервирует человека в его неспособности делать выбор и влиять на свою жизнь. Засасывает, как трясина.
Но, с другой стороны, неужели нельзя себя пожалеть, когда больно, не хватает сил, нет поддержки? Предлагаю расставить все точки над i.
Жалеть себя вредно, когда...
...ты говоришь себе: «Я бедная, несчастная крошка, я так страдаю, меня всё время все обижают, мне себя так жалко...»
То есть если жалеешь себя и падаешь в состояние жертвы, с которой якобы несправедливо обходится жестокая судьба и бессердечный мир. И это неполезно.
Через позицию жертвы запускается всем известный сценарий «жертва-спасатель-тиран», по которому развиваются все нездоровые отношения (а отношения с миром тоже могут быть нездоровые) и который никому еще не принес удовлетворенности и счастья.
Что происходит? Жертва обычно легко перекладывает ответственность за то, что происходит в ее жизни, на других — всех тех, кто ведет себя как-то не так, не понимает, не любит, не ценит, не повышает зарплату, не носит на руках, вьет веревки, пьет кровь и вообще неблагодарная сволочь. Это они — «тираны».
И, конечно, должен найтись кто-то сильный, щедрый и великодушный, кто разведет тучи, решит все проблемы и избавит от страданий — спасет.
Состояние жертвы действительно неконструктивно: она обвиняет других и ждет спасения — тоже от других. Она сама о себе не заботится — только жалеет, застревая в своем беспомощном и несчастном положении, в котором не может ничего изменить.
Жалеть себя полезно, когда...
...ты говоришь себе: «Девочка моя, ты так старалась, ты приложила столько усилий! Не обвиняй себя: не все в этом мире зависит от нас, надо набраться сил, чтобы двигаться дальше. Ты на многое способна и ты справишься, а пока тебе горько, иди я тебя пожалею».
То есть, когда жалость равна сочувствию, без ощущения себя жертвой, отказ от безжалостного отношения к себе — это здорово. Сочувствовать себе в горе, при неудачах или, например, оглядываясь на свое не самое благополучное детство, утешая своего внутреннего ребенка и сострадая ему, — очень правильно.
Что происходит в этом случае? Жалеть себя — значит действовать из позиции внутреннего родителя, который любит. Это значит разделять с собой свою же боль, поддерживать, давая себе принятие и силы для движения вперед, вместо того чтобы терроризировать себя обвинениями и нещадно подстегивать, как ломовую лошадь.
Жалость как сочувствие кратковременна и не лишает человека ответственного отношения к своей жизни. Если мы способны на милосердие к другим людям, почему не можем проявить его к самим себе?
Если ты и так живешь на пределе физических и психических возможностей, пожалеть себя и не ввязываться в новый проект — полезно. Не гнать себя на очередной тренинг личностного роста, а махнуть на море в свой долгожданный отпуск — полезно.
Наконец, пожалеть свою нервную систему и прекратить эту выматывающую гонку за все ускользающим титулом «мисс совершенство» — тоже полезно.
Жизнь без самоистязания, жизнь, в которой есть не только забота о других, но и забота о себе, вообще очень-очень полезна.