Почему даже в Голливуде к женщинам до сих пор относятся как к вещам

Одного из самых влиятельных кинопродюсеров мира обвиняют в сексуальных домогательствах. Рассуждаем о том, почему в Голливуде до сих пор ни во что не ставятся права женщин.

Безнаказанность

В США новый скандал: 5 октября The New York Times опубликовала статью, в которой рассказала, что один из главных голливудских продюсеров, Харви Вайнштейн — лауреат «Оскара», приложивший руку к созданию «Криминального чтива», «Джанго», «Король говорит» и еще кучи превосходных лент, — оказывается, целых 30 лет безнаказанно домогался десятков актрис и ассистенток, в частности, Эшли Джадд и Роуз Макгоун.

Харви Вайнштейн
Харви Вайнштейн

NYT выяснила, что Вайнштейн регулярно приставал к женщинам на деловых встречах, фестивалях и вечеринках, просил их, будучи обнаженным, делать ему массаж или наблюдать за тем, как он принимает душ, — все в обмен на продвижение по карьерной лестнице.

В отличие от России, где большинство женщин до сих пор хотят «не феминизм, а платьишко», на Западе движение за равноправие сейчас на таком пике, что харассмента в подобных масштабах происходить вроде как не должно. Но он происходит — и это куда серьезнее, чем заявления голливудских актрис о разнице в зарплатах с коллегами-мужчинами (хотя и это, конечно, свидетельствует о том, что в Голливуде с правами женщин все далеко не так сладко и безоблачно, как хотелось бы считать).

«О разнице в зарплатах начали говорить совсем недавно, как и о том, что женщинам не дают ходу в режиссуре, что для женщин мало возрастных ролей и так далее. Но харассмент и сексуальное насилие — еще более сложные и чувствительные вопросы. Во-первых, их сложно доказать — твое слово (обычно молодой женщины, только начинающей карьеру) против его (влиятельного богатого взрослого мужчины с обширными связями, способного твою карьеру уничтожить на корню). В отличие от зарплатной ведомости, объективную картину, пока не накопится багаж историй, найти трудно», — считает Татьяна Никонова, феминистка и автор блога о сексе Nikonova.Online.

Во всех голливудских расследованиях на эту тему постоянно всплывают досудебные соглашения с выплатами пострадавшим, которым бывает выгоднее согласиться, чем мучительно перетряхивать свою личную жизнь в суде. Суды и жертв особенно не щадят.
Татьяна Никонова
блогер, феминистка

Кроме того, по мнению Никоновой, многие жертвы харассмента винят, увы, по-прежнему себя, а не агрессора.

Харви и Роуз Макгоун
Харви и Роуз Макгоун

«Во-вторых, многие пострадавшие описывают манипулятивный талант агрессора, и в результате давления они подолгу думали, что это с ними что-то не так, а не обидчик виноват. И это понятно — слава и деньги просто так не приходят, агрессоры обычно крайне способные и очень умные люди. В-третьих, общество сквозь пальцы смотрит на сексуальные злоупотребления молодыми и начинающими», — продолжает Никонова.

Сюжеты фильмов строятся в том числе на том, что дебютантка-инженю переспала с продюсером, чтобы получить роль, и не выжила. Или приехала актриса в Голливуд, не вынесла оргий, в которые ее втягивали обещаниями работы, и отправилась домой. Ну и так далее: общее место, женщины — расходный материал в киноиндустрии, все это воспринимается как правила игры, а не как преступление, каковым по факту и является.
Татьяна Никонова
блогер, феминистка

Действительно: слухи о том же Вайнштейне ходили уже давно, но разве прежде кто-то из женщин, ставших жертвами, открыто его обвинял? Нет. Самые активные обращались в суд, где, еще до разбирательств приходя к соглашению с Харви, получали компенсации за его «неподобающее поведение» и молчали дальше: NYT стало известно о по крайней мере восьми таких случаях. Одну из компенсаций (100 тысяч долларов) получила от Вайнштейна 20 лет назад Роуз Макгоун.

Контент недоступен

При этом далеко не секрет, что любимицы Харви Вайнштейна выигрывают от общения с ним: например, именно после знакомства с могущественным продюсером довольно средненькие актрисы Дженнифер Лоуренс и Алисия Викандер получили свои «Оскары». В отличие от многих других коллег по цеху ни Лоуренс, ни Викандер пока не высказались по поводу разоблачающей статьи о своем покровителе.

Харви Вайнштейн и Дженнифер Лоуренс
Харви Вайнштейн и Дженнифер Лоуренс

Как подтвердил «Леди Mail.Ru» голливудский инсайдер, новость о том, что Харви Вайнштейн обвиняется в сексуальных домогательствах, «ни разу не новость для всех, кто хоть немного разбирается в киноиндустрии, а тем более в ней работает»: «Спросите у этих людей, что они думают о таких «актрисах» как Дженифер Лоуренс и Алисия Викандер, Гвинет Пэлтроу или Блейк Лайвли, или попросите их объяснить, что значит термин «актриса Харви Вайнштейна». Как молодая девушка, которая обладает очень узким актерским диапазоном, никому практически не известная, вдруг получает «Оскар». Тогда как другие актрисы, гораздо талантливей и работоспособней, годами идут к своей награде — и не факт, что приходят. Все в Голливуде (и не только) знают: хочешь «Оскар» — иди к Харви. Какую цену ты за это заплатишь, тоже знают все. К сожалению, это так».

Правила, по которым живет Голливуд, меняются, но очень медленно. И особенно жестоки они по отношению к женщинам. Отрицать то, что многим молодым актрисам там приходилось и приходится сталкиваться с домогательствами на сексуальной почве, нельзя. А ведь есть девушки, которые в отличие от некоторых «оскароносных» актрис не согласны пойти на уступки ради продвижения карьеры, что им делать? Посмотрим, во что эта история разовьется
Инсайдер из мира кино

Лицемерие

Команда Вайнштейна уже заявила, что подаст на NYT в суд за «ложные и порочащие репутацию» сведения, однако сам 65-летний продюсер публично попросил прощения у тех, кому его поведение в прошлом «причинило боль» и на время отошел от дел в Weinstein Company. Но что будет дальше? Кого выберет не такой уж, как оказывается, и прогрессивный Голливуд?

«Конечно, ситуация рано или поздно изменится, но надо нам самим прилагать для этого больше усилий. Должно быть больше женщин на руководящих постах, больше защищенности пострадавших от насилия, полицию необходимо обучать работать с пострадавшими, судебная система нуждается в реорганизации, даже Уголовный кодекс постоянно требует внесения изменений, особенно российский, сейчас по нему за половину эпизодов дела Вайнштейна вообще никого ни за что не привлечь», — утверждает Татьяна Никонова.

Почему даже в Голливуде к женщинам до сих пор относятся как к вещам

Блогер отмечает, что 84-летнего режиссера Романа Полански на днях обвинили в изнасиловании, но у него «все равно все хорошо, потому что он — выдающийся режиссер». По словам жертвы, 62-летней немки Ренаты Лэнгер, инцидент случился еще в 1972 году, однако она молчала об изнасиловании (после которого Полански извинился, снял актрису в своем кино, а затем снова ее изнасиловал), потому что опасалась за здоровье своих родителей.

«Сама же пострадавшая не хотела ничего рассказывать, пока ее родители были живы, потому что в нашем обществе ее заявление ударило бы именно по ней и ее семье, а не по насильнику. В первую очередь нам надо работать над собой, мы — это общество и есть», — уверена Татьяна.

Власть

Одной из первых на расследование NYT отреагировала создатель сериала «Девочки» Лена Данэм, которая похвалила Эшли Джадд и других девушек, побеседовавших с журналистами, за смелость.

Контент недоступен

Сама Данэм еще в 2014 году писала в своей книге Not That Kind Of Girl («Не такая»), что в Голливуде «с женщинами обращаются как с бумажными штуковинами, которые защищают стаканы в ванных комнатах отелей, — необходимыми, но одноразовыми». Она не называла имен, иронично утверждая, что обязательно напишет более откровенные и разоблачающие мемуары, когда ей стукнет 80 лет, а все, кого она встретила в молодости в Голливуде, «будут уже мертвы», но рассказывала истории о мужчинах, с которыми ей приходилось общаться.

Лена Данэм
Лена Данэм
В книге Данэм утверждала, что в Голливуде мужчины чувствуют свое превосходство и не только используют женщин, желающих продвинуться в карьере, но и пускают в ход власть и влияние, чтобы не дать им добиться успеха самостоятельно. По словам Лены, она никогда не спала с такими мужчинами, однако встречалась и общалась с ними, потому что Голливуд так устроен.

После публикации статьи в NYT в Twitter появились комментарии самых разных людей из сферы кино.

Контент недоступен
Контент недоступен
Контент недоступен

Многие отмечали, разумеется, что о Вайнштейне все давно все знали — но молчали.

Контент недоступен

Долго ли проживет такая система? Является ли то, что о сексуальных домогательствах все чаще говорят открыто, хорошим «звоночком»? Вполне возможно.

«Нам надо оценивать людей по совокупности дел, а не по самым выдающимся, а также не клеймить жертв», — считает блогер и феминистка Татьяна Никонова.

Slide image for gallery: 7707 | Дженнифер Гарнер и Харви Вайнштейн
Slide image for gallery: 7707 | Дженнифер Лоуренс и Харви Вайнштейн
Slide image for gallery: 7707 | Кэмерон Диас и Харви Вайнштейн
Slide image for gallery: 7707 | Харви Вайнштейн
Slide image for gallery: 7707 | Гвен Стефани и Харви Вайнштейн
12