Личный опыт: как я решила стать бьюти-блогером и что из этого получилось

Эту колонку, которую написала для нас популярный бьюти-блогер Екатерина Сляднева, можно считать руководством к действию. Читай, если хочешь узнать, как основать блог, какую тему для него выбрать и как все это дело развивать.

Рассказы про путь к успеху принято украшать трудностями, но лично мой был не очень-то тернистым. Секретов несколько: быстро ориентироваться, быть честной, уметь подшутить, в том числе над собой. Но обо всем по порядку.

Меня зовут Катя, мне 25 лет, я живу в Москве, работаю в рекламе и полтора года назад думала, что блоги — это для тинейджеров. А бьюти-блоги — для инопланетян, ведь в моем окружении не было ни одного человека, который смотрит видеоуроки по макияжу и читает новости про маникюр Ольги Бузовой. Так что понятно, как я относилась к этой индустрии.

Но сейчас у меня есть бьюти-канал в Telegram «Бьюти за 300»  с нестыдным числом подписчиков в 15 000, а еще инстаграм-аккаунт с цифрой 24К рядом с надписью followers.

Контент недоступен

Как выбрать классную тему

Когда появился Telegram, многие сделали его своим рабочим мессенджером. А мои подружки завели там каналы, в которых рассказывали про себя, отношения с партнерами, еду, книги и кафе. Каждая посиделка в хинкальной сводилась к шуткам из разряда «мои подписчики сказали».

«Боже, кто все это читает?» — думала я сначала. Но потом задалась вопросом: «А я о чем могла бы писать?» Сферу книг и еды уже захватили подруги, так что пришлось вспомнить о главном моем хобби — красить рот, делать селфи и выкладывать в инстаграм со смешными подписями. Я решила завести канал о бюджетном косметосе, который тоннами скупаю в магазинах, просто чтобы был.

Вообще, блогинг — отличная история для девчонок из регионов с комплексом самозванца типа меня. И площадки вроде Telegram дают отличный старт: они не предполагают никакой обратной связи, а значит, негативные комменты не будут снижать самооценку и не вызовут желание все бросить.

Плюс, людей насильно на себя не подпишешь. Не понравится — уйдут, а ты останешься думать, что пошло не так и как это исправить. Лично я до сих пор переживаю из-за каждого отписавшегося и думаю: «Что я сделала не так? Подписчик, куда ты? Вернись!» Неплохой способ самосовершенствоваться.

Контент недоступен

Секреты популярности: шутки, честность, самокритика

Мои первые посты были о жизненно необходимых штуках типа масла для волос из «Подружки» и тонального крема за 149 рублей из магазина распродаж «Фамилия». У канала было всего четыре читателя, поэтому я писала, как для себя: с ненормативной лексикой и капслоком, КОГДА СМЕШНО. Думаю, в этом и был секрет популярности: на тот момент я не встречала блогов, где автор пишет, как хочется, шутит, словно в компании друзей, не боясь обвинений в фэт-шейминге, расизме и гомофобии.

Каждый свой пост я проверяла через призму: «А я сама хотела бы это читать? Смеялась бы над этими шутками?» Посты казались полезными и смешными не только мне. Подружки начали показывать мой блог знакомым, они — своим знакомым, и пошло-поехало.

Когда мой блог докатился до первой сотки подписчиков, я не верила: неужели все они могут всерьез меня читать и отвечать на мои вопросы? Потом сотка увеличилась втрое, каждый день приходили совершенно незнакомые люди: «Ты так смешно пишешь!» «Да ладно, чуваки, вы чего?» — отвечала я, думая, что все они объединились в тайный клуб и собираются по пятницам, чтобы меня троллить.

Людям нравилась подача, их никто не пытался обмануть и заманить чем-то типа: «Ой, девчонки, не представляю, как я раньше жила без этого скраба», уже через неделю не представляя, как жила без другого скраба, за который заплатили.
Контент недоступен

Можно ли заработать на блоге: да, но без фанатизма

Кстати, о проплаченных постах. Зарабатывать на телеграм-канале можно, и довольно хорошо. Чем многие и занимаются. Но у меня есть серьезная взрослая работа с ежемесячной зарплатой, поэтому канал — дополнительный источник дохода и становиться основным пока не собирается.

Да, по желанию автора блогинг должен приносить небольшой профит на покупку тех же банок. Главное — не делать проект полностью коммерческим, где каждый отзыв проплачен. Читатели это чувствуют, и доверие будет падать.

С брендами я работаю только на бартерной основе и почти всегда прошу пиарщиков собрать посылку на их вкус. Да, так и пишу: «Присылайте то, что считаете нужным».
Контент недоступен

Куда девать излишки косметики

И вот бахнула моя первая тысяча подписчиков. Потом как-то резко вторая, третья, четвертая. Да это же бьюти-армия размером с население маленького европейского городка. Меня словно прихлопнуло мешком ответственности, я стала меньше использовать нецензурных выражений и вообще фильтровать то, что выходит из-под клавиатуры.

В это же время от брендов стали приходить предложения о сотрудничестве. Сперва небольшие компании и интернет-магазины присылали пробники косметики в обмен на пост. Затем на меня стали выходить мастодонты косметического рынка, все как один с фразой: «Вы, Катя, очень смешно пишете, давайте сотрудничать».

Сначала пакеты с косметикой приезжали раз в месяц. Потом раз в две недели, а сейчас почти каждый день — и моя квартира похожа на Люберецкий филиал «Золотого яблока». Банально, но у меня нет столько кожи, чтобы все это попробовать (а все, о чем пишу, я тестирую на собственном лице, волосах и ногтях). Так что я подумываю об ассистенте.

Многие блогеры зарабатывают на продаже косметики в специальных чатах и на «Авито». Но мне это кажется непозволительным, полным отсутствием уважения к бренду и пиар-команде. Обычно я дарю косметику подругам, договариваюсь с брендами о конкурсах для подписчиков, отношу пакеты с флаконами на работу или отдаю за небольшие деньги в пользу приютов для бездомных собак.

Контент недоступен

Продвижение: всегда ли оно нужно

Я завела канал на первой волне популярности телеграма, и сработал метод сарафанного радио. Пару раз пробовала взаимопиар с другими каналами, но перестала, потому что приход оттуда был совершенно не релевантен числу людей, приходивших с моего. Ни разу не покупала рекламу и не буду, наверное. Разве что у Ольги Бузовой (шутка).

А что касается инстаграма, туда постепенно стали переходить люди с телеграм-канала: иногда я кидала туда какие-то ссылки на важные для меня посты. Инста-блог у меня более свободный: обо мне, о Москве, о важных для меня вещах и местах. Я там частенько пишу про то, что быть грустным или злым — это нормально. Там вообще своя жизнь, люди сами откуда-то приходят и подписываются.

Контент недоступен

Ну и самое важное: что значит для меня блогинг

Мне нравится вести блог, хотя дел с его развитием стало гораздо больше: за каждым присланным пакетом стоит время на тестирование, фото, написание текста. Плюс разные мероприятия, лекции, знакомства с командами брендов, интервью, поездки в редакции. Если ты безработный, это ок. Но когда основная работа занимает 10—12 часов в день, блогом приходится заниматься в выходные.

Что дальше? Думаю, будущее за видеоблогами и площадками типа Telegram, где каждый может основать личное медиа и вещать, о чем хочет. Главное — заниматься этим в кайф, а не страдать над шутками лишь потому, что у кого-то формат выстрелил. Это не работает.

Для меня блог — возможность писать о том, что по-настоящему волнует. О психологических проблемах, которые есть у каждого, но о них принято молчать. О феминизме, об абьюзе, о сильных девчонках. Будет классно, если большее количество людей станет использовать блоги как образовательный и поддерживающий ресурс.

Кажется, это называется киберактивизм. Точно! Теперь буду называть себя не блогером, а киберактивисткой.