
Большинству людей неприятны конфликтные ситуации, но так или иначе все мы спорим, ссоримся и не всегда справляемся с эмоциями. Тренинги по управлению гневом и советы психологов в реальной жизни не особо помогают. Этому аффекту подвержены все люди. Да, агрессивные реакции — это часть жизни, а запрет на раздражение и злость никак не помогает с ними справляться.
Но сегодня речь пойдет не о том, почему возникают агрессивные чувства, а о том, что делать, когда кричат на вас. Кричать может близкий человек, начальник, подруга или просто незнакомец в общественном транспорте.
Ниже советы, которые помогут справиться с этой ситуацией.
Осознайте, что вы чувствуете
В ситуации, когда на вас кричат, прежде чем отреагировать, стоит понять, что вы чувствуете — страх, злость, вину или все вышеперечисленное.
Идентификация своих чувств со временем поможет понять, почему вы становитесь заложником ситуаций, когда на вас кричат.
Не торопитесь защищаться и что-то говорить. В состоянии аффекта большинство людей попросту не слышат оппонента. Не слышат, в прямом смысле слова. Если тот, кто на вас кричит, не успокоился в течение первых пяти минут, ясно и четко дайте собеседнику понять, что вы готовы вернуться к вопросу, но позже. Важно отделить реакцию другого человека от своей собственной.
Понимайте, что крик — это не сила, а слабость
Большинство людей, особенно тех, кто не очень уверен в себе, в момент, когда на них кричат, воспринимают подобное выражение гнева как позицию сильного. Поймите, что чаще всего люди кричат как раз оттого, что чувствуют себя беспомощными и слабыми, а крик — это ширма, с помощью которой они пытаются эти состояния спрятать.

Когда родитель кричит на ребенка? Если все возможные способы уговорить малыша уже исчерпаны, а результата нет. Я не утверждаю, что это здоровый способ коммуникации с детьми, просто даю наглядный пример.
Если понять, что кричащий человек в ситуации конфликта тоже чувствует себя как незащищенный младенец (взрослые в таких случаях справляются со стрессом не с помощью воплей, а терпеливо и последовательно объясняя, что они чувствуют и думают), возможно, постепенно сойдет на нет и страх перед орущим визави.
Скажите, что вы чувствуете в этот момент
Если вы часто попадаете в ситуации, когда на вас кричат близкие, пора задуматься о том, не провоцируете ли вы сами подобное агрессивное поведение. Возможно, вы не слышите того, что они хотят донести до вас.
Понимание не равно пассивному наблюдению, но вместо того чтобы нападать в ответ, вы можете сказать о своих чувствах молодому человеку, маме, подруге. Вы можете объяснить, что вам больно, страшно, обидно, когда на вас кричат.
Обозначьте свои границы
Не стоит говорить «Не кричи на меня», лучше сказать: «Я не хочу общаться в подобном тоне» или «Я человек, на которого кричать нельзя».
Таким образом, вы устанавливаете правила общения с вами. Вне зависимости от того, правы вы или нет в данный момент. Можно признать свою ответственность за какие-то ошибки, показать готовность решать проблемы.

Но границы есть границы, вы не выясняете отношения с помощью крика, вы предпочитаете спокойную осмысленную беседу.
Прекратите коммуникацию, если это необходимо
Вы не можете приказывать другому человеку, что ему делать или не делать, но имеете полное право прекратить коммуникацию с тем, кто на вас кричит. Например, повесить трубку или выйти из комнаты.
Сформулировать условия, на которых вы готовы продолжать разговор, сказать, что вернетесь к теме, когда вы оба успокоитесь.
Разговаривать нужно в спокойном тоне, только так можно прийти к консенсусу.
На самом деле, чем больше мы позволяем себе быть неидеальными и качественно другими, тем мы спокойнее в своих реакциях на разные обстоятельства. Никто не требует от вас стать буддийским монахом, но уверенность в себе дает стрессоустойчивость, способность воспринимать взаимодействие с другими людьми как часть опыта, а не наказание.
Люди всегда чувствуют тех, кто уверен в себе, и на таких обычно не кричат.