О том, кто был вечной любовью Карла Брюллова и почему их роман остался незаконченным, рассказывает искусствовед, блогер, основатель Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай.
Если вы художник, спокойная жизнь вам противопоказана. А иначе откуда черпать вдохновение? Василия Верещагина впечатляла война, Ивана Айвазовского — море, а вот на долю Карла Брюллова выпала любовь. Да такая, что впору сериал снимать.
Юлия Самойлова. Это имя было для Брюллова уколом счастья, а женщина, что носила его, — незаменимой музой. Их роман продлился больше двух десятилетий, но никогда не был официальным. Почти все биографы художника называют Самойлову его «личным Везувием», подразумевая, что в жизни Брюллова было два больших потрясения: день, когда он приехал в разрушенные Везувием Помпеи, и день, когда он встретил молодую графиню Юлию Павловну.
К моменту их встречи оба пережили похожий сценарий. Брюллов, побывав на раскопках Помпеи в Италии, задумал посвятить извержению Везувия большое полотно и стал искать натурщиц. Одной из них стала француженка Аделаида Демюлен. Между художником и моделью вспыхнул короткий роман. Брюллов к бывшей любовнице остался равнодушен, Демюлен разрыв дался тяжелее. Девушка потратила немало бумаги на письма Карлу, но тот и не думал возвращаться.
Мимолетная связь стоила несчастной Аделаиде жизни: она покончила с собой, бросившись в реку. Брюллов переживал не столько из-за смерти подруги, сколько из-за слухов.
Ему так и не удалось доказать, что никаких серьезных обещаний между ними не было — художника обвинили в доведении до самоубийства.
В это время Юлия, светская красавица, наследница миллионов и, как поговаривали, бывшая привязанность императора Александра I, страдала в несчастливом браке с офицером Николаем Самойловым. Ходили слухи, что Николай любил другую, а женился из-за богатого приданого Юлии. Впрочем, юной графине и без того хватало беспокойств: Самойлов любил кутежи и карточные игры, а семейная жизнь интересовала его куда меньше. Промучившись два года, молодые супруги развелись. Их расставание стало новостью номер один в светском Петербурге. Впрочем, очень скоро Юлия подарила сплетникам новый повод для обсуждений. Бывший возлюбленный Самойловой, граф Сен-При, застрелился в своем особняке. Якобы из-за разрыва с Юлией. Графиня бежала от пересудов в Италию, где в это время Карл Брюллов, после трагедии с Демюлен давший клятву больше никогда не связываться с женщинами, усердно писал «Последний день Помпеи».
Муза и художник встретились в 1827 году в Риме. Говорили, что страсть между ними вспыхнула мгновенно и была неприкрытой. Влюбленные вместе путешествовали по Италии, слушали оперу, посещали светские приемы, но больше всего времени проводили в мастерской художника. Как знать, то ли схожий печальный опыт сблизил Самойлову и Брюллова, то ли эта женщина и вправду умела влюбить в себя всякого, но роман между ними вспыхнул быстро и разгорелся так мощно, что Брюллов стал выдавать один шедевр за другим. И всюду писал свою любимую Юленьку! В «Последнем дне Помпеи» лицо графини встречается аж три раза. А полотно «Всадница», на котором изображены две ее воспитанницы, написано по просьбе Самойловой.
Такое лицо трудно было не писать и совсем невозможно было не любить — черные глаза смотрели прямо в мужскую душу, подчиняя своей власти.
А роскошные кудри! А стать! А походка! Самойлова передвигалась изящно, но стремительно, и жила так же. Спокойствие для графини было равносильно смерти, поэтому у Брюллова с ней не было ни малейшего шанса на тихую семейную жизнь. Мешала и разница в социальном статусе. Брюллов был, хоть и гениальным, но безродным художником. А Самойлова — графиня, богачка и светская львица. И пусть однажды она сказала, что его талант дороже любых капиталов, мужем и женой они так и не стали.
Со временем границы их итальянского романа расширились: он вернулся в Петербург, она осталась в Европе. Все объяснения в любви пришлось доверять бумаге, их переписка почти никогда не прерывалась и всегда была полна нежных признаний и шутливой ревности. В этих письмах они все еще были близки, но в реальности даже и не думали хранить друг другу верность. В 1839 году Брюллов женился, но неудачно. Развод дался художнику тяжело и надолго вогнал его в депрессию. Но любимая Юлия тут же примчалась из теплой Италии в промозглый Петербург, чтобы позаботиться о своем драгоценном «Бришке». Спустя несколько лет Самойлова и сама вышла замуж за молодого оперного певца. Но семейное счастье как будто избегало графиню: ее супруг скончался вскоре после свадьбы.
К тому времени Брюллов и Самойлова почти не общались. Художник умер спустя семь лет после второго замужества графини, она же пережила своего любимого «Бришку» на 23 года. Была ли их любовь напрасной? Вряд ли. Они так и не узнали, что такое семейное счастье — ни вместе, ни по отдельности. Но не встреть художник свою музу, кто бы сейчас глядел на мир с его картин так же горячо и лукаво, как и пару столетий назад?
До 24 июня в Третьяковской галерее можно увидеть портреты кисти Карла Брюллова из коллекции его потомка Андрея Каткова.