Как полюбить скульптуру, даже если ты в ней ничего не понимаешь

Если ты зашла в музей и, минуя скульптуры, сразу направилась к картинам, задержись на минутку. Ольга Алексеева, дизайнер, художник и создатель игры Arquester, подсказывает, как насладиться таким видом искусства, как скульптура.

Не важно, предпочитаешь ли ты мрамор или бронзу — с тобой все нормально. Даже если ты радикал и обожаешь дерево — я не осуждаю. Любишь куски льда? Тут нечего стесняться, все материалы равны перед скульптором!

Вообще, отношения между человеком и куском мрамора — это сугубо их личное дело, пока оно никому не вредит. И лезть в эти отношения со своими советами — бестактность наших дней. Я призываю всех к толерантности в этом вопросе. Я, например, считаю, что скульптура удалась, если мне хочется ее лизнуть или шлепнуть.
Ольга Алексеева
дизайнер, художник и создатель игры Arquester

Я расскажу о четырех принципах, которые помогут оценить этот вид искусства. Ведь ни родители, ни школьные учителя ничего нам не рассказывали о скульптурах, о том, насколько особенными и разными они бывают.

Первое (золотое) правило оценки скульптур — гуляй вокруг

Скульптура — это пространственно-временное произведение, то есть ты в буквальном смысле должна перемещать себя в пространстве для ее изучения и оценки. Обойди произведение, посмотри на него с разных точек зрения, с разных ракурсов.

Обращай внимание на то, с каких позиций оно выглядит наиболее выгодно, а с каких, наоборот, сомнительно. Если, глядя на произведение с какого-то ракурса, начинаешь хихикать, или сцена, персонажи и действия перестают быть понятными, то ставь «минус» в своем чек-листе.

Баччо Бандинелли, «Геркулес и Какус»
Баччо Бандинелли, «Геркулес и Какус»

Обрати внимание на детали

Задай себе вопрос — насколько скульптура убедительна?

Веришь ли, что перед тобой — мягкое теплое женское бедро, или по-прежнему видишь камень? Утопают ли пальцы мужской руки в складках женской кожи или он обнимается с колонной?

Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины Плутоном»
Лоренцо Бернини, «Похищение Прозерпины Плутоном»

Это легкая ткань, которая вот-вот спадет с плеча, или мятый скафандр? 

Кстати, скульптуры серии «мраморная вуаль» требуют особого вида мрамора, а точнее, двух видов мрамора в одном куске (более мягкого и более твердого), который редко встречается в природе. Так что в этом случае на одном только таланте и мастерстве скульптора шедевра не создать, как ни крути.

Джованни Страцца, «Покрытая вуалью девушка»
Джованни Страцца, «Покрытая вуалью девушка»

Посчитай точки опоры

Следующая хитрость при оценке профессионализма скульптора — это определение точек опоры. Подсказка: обычно, для устойчивости, из ног греческих богов «растут» деревья, пни, коряги и протезы всех сортов.

Второй вариант опоры — это огромная ниспадающая драпировка в руке, толщиной с дуб. Из таких драпировок нам в детстве шили стокилограммовые шубы и везли в сад на санках. Только греческим происхождением я могу объяснить тот факт, что самостоятельно ходить в этих шубах было невозможно, равно как и подняться после падения.

Слева — римская копия с греческой статуи V века до н. э., справа — «Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель
Слева — римская копия с греческой статуи V века до н. э., справа — «Гермес с младенцем Дионисом», Пракситель

Просто посчитай, во скольких местах скульптура плотно прилегает к постаменту. Чем больше точек опоры, тем фигура устойчивее и, соответственно, тем проще ее рассчитать и изваять. Но если фигура лежит, и все ее тело — одна большая точка опоры — то это «нещитово».

Посчитай количество фигур в объекте

До этого момента мы говорили только об одиночных скульптурах. И для их создания, как мы поняли, нужно много усилий, мастерства и таланта. А теперь переходим к анализу статуарных групп.

«Статуарная группа» — это произведение, к которому применимы все те же правила, только исполнить их сложнее, так как появляется еще больше вводных данных и нюансов.

«Памятник ВГИКовцам», Алексей Благовестнов
«Памятник ВГИКовцам», Алексей Благовестнов

Для примера подойдут современные памятники, такие как «Жертвы пороков взрослых — дети» Михаила Шемякина или «Памятник ВГИКовцам» Алексея Благовестнова. Герои этих произведений в совершенстве овладели техникой игнорирования друг друга и не работают как статуарная группа. То есть они стоят вместе просто по счастливой случайности, как шахматы на доске — их можно разделить, поменять местами, лишнее убрать, и композиция не пострадает. Они модульные, как шкафы из Ikea.

А теперь посмотрим на скульптуру Джамболоньи «Похищение сабинянок». Обрати внимание на взаимозависимость персонажей. Не знаю, нужно ли еще что-то добавлять.

Джамболонья, «Похищение сабинянок»
Джамболонья, «Похищение сабинянок»

Не только в скульптуре, да и не только в искусстве важна насмотренность. Когда мы знаем, «как вообще бывает», то уже редко соглашаемся на меньшее.

А теперь, в преддверии чемпионата мира по футболу, давай сложим нашу любовь к искусству и любовь к спорту и примерим все вышеописанные рекомендации к скульптуре «80-го уровня» — «Футболисты» Иосифа Чайкова.

Content image for: 502339
  1. Гуляем вокруг: скульптура хороша со всех сторон.
  2. 10 баллов из 10 за убедительность (шорты развеваются как настоящие).
  3. Единственная точка опоры — правая бутса нижнего футболиста.
  4. Это статуарная группа, плюс один к сложности задачи.

Кстати, эта скульптура — дважды «вишенка на торте». Во-первых, эта звезда нашей сегодняшней подборки — гениальное творение, в композицию которой заложены сложнейшие инженерно-математические расчеты. А во-вторых, миниатюрная копия этой скульптуры в буквальном смысле украшает Кубок чемпионата России по футболу.

Если ты отчаялась болеть за отечественный футбол и эта дверь для тебя закрыта, то вот открытая форточка — можно гордиться самим кубком.

Для тех, кто еще не видел «Футболистов» своими глазами, то находятся они в государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу.