6 картин, которые рискуют быть испорченными вандалами

На фоне новостей о разгневанном вандале, который от возмущения сюжетом картины решил ее испортить, мы выяснили, какие еще полотна рискуют спровоцировать на преступление.

В конце мая музейное сообщество России вздрогнуло от ужаса: в Третьяковке напали на картину Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1681 года», известную также под названием «Иван Грозный убивает своего сына». Вандал разбил защитное стекло столбиком ограждения и порвал холст в трех местах. По словам преступника, его возмутило, что художник показал царя в роли кровавого убийцы и вообще переврал исторические факты. Искусствовед, блогер, основатель Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай выбрала картины, сюжет которых тоже может спровоцировать особо впечатлительных зрителей.

Николай Ге «Что есть истина? Христос и Пилат» (1890)

Николай Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»
Николай Ге «Что есть истина? Христос и Пилат»
Читайте также
Похлеще мыльной оперы: реальные истории балерин ХХ века
Похлеще мыльной оперы: реальные истории балерин ХХ века
Признание после завершения карьеры, все деньги за жизнь любимого, смерть мужа в Рождество: что еще пришлось пережить величайшим балеринам Анне Павловой, Тамаре Карсавиной, Агриппине Вагановой.

Когда Николай Ге показал свою новую картину на выставке передвижников, на него обрушился шквал критики. Газеты упрекали художника в том, что он изобразил «несимпатичного еврея», а не Сына Божия. Писали, что в Иисусе на этой картине невозможно разглядеть благородного и гениального человека. Упрекали Николая Ге в том, что он скатился в «пошлый реализм». Ге и вправду нарушил давнюю традицию писать Христа физически красивым человеком, но таким было его мировоззрение: Ге видел красоту в доброте и разуме, а не в идеальной внешности. Но в 1890 году живописца мало кто понял. Шедевр в новой работе Ге разглядел только Лев Толстой, убедивший самого влиятельного коллекционера того времени Павла Третьякова купить картину. Правда, это не уберегло полотно от противоречивой репутации, и всего за три недели на выставке «Что есть истина?» несколько раз становилось причиной скандалов. В конце концов картину убрали в хранилище, а сейчас она выставляется в Третьяковской галерее.

Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» (1830)

Контент недоступен

Это полотно француз Эжен Делакруа написал всего за три месяца по свежим мотивам июльской революции 1830 года. Но стараниями правительства картина провела в хранилище целых 43 года. Как такового запрета на показ «Свободы, ведущей народ» не было, просто власти выкупили полотно, как только Делакруа показал его публике, и спрятали подальше, чтобы не соблазнять народ революционными настроениями. Делакруа настолько точно выразил абстрактное понятие свободы в этой полнокровной, пышущей здоровьем полуобнаженной женщине на баррикадах, что правительство всерьез считало картину слишком опасной. Сейчас «Свобода, ведущая народ» хранится в Лувре.

Василий Пукирев «Неравный брак» (1862)

Василий Пукирев «Неравный брак»
Василий Пукирев «Неравный брак»
Читайте также
Любовь на всю жизнь: женщина, пленившая Карла Брюллова
Любовь на всю жизнь: женщина, пленившая Карла Брюллова
Карлу Брюллову в любви не везло. Не везло в общепринятом смысле: у художника случались романы, но главная женщина в его жизни всегда была недосягаема. Но зато стала музой, чей образ теперь смотрит на нас с шедевров.

Картина «Неравный брак» считается одной из самых эмоциональных и трагических в истории русской живописи. Пукирев взял за основу довольно частый в XIX веке сюжет, когда совсем юную девушку выдают замуж за человека гораздо старше ее. Здесь нет любви, здесь пахнет только будущими страданиями и нынешним отчаянием. Невесту художник изображает мягким и невинным созданием, ее юность только-только началась, но ей суждено провести лучшие годы своей жизни с увядающим стариком. На полотне нет ни одного счастливого лица, даже зрителю обстановка кажется душной, фальшивой, жестокой. И только самое черствое сердце не проникнется сочувствием к бедной девушке. Проверить, насколько вас трогают такие истории, можно в Третьяковской галерее, где хранится «Неравный брак».

Хосе де Рибера «Магдалена Вентура с мужем и сыном» (1631)

Хосе де Рибера «Магдалена Вентура с мужем и сыном»
Хосе де Рибера «Магдалена Вентура с мужем и сыном»

Картина, способная поразить даже поклонников звезды конкурса «Евровидение» Кончиты Вурст, а у противников этого образа и подавно вызвать бурю эмоций. На самом деле героине Хосе де Риберы можно от всей души посочувствовать. До 37 лет Вентура была обычной женщиной, матерью нескольких сыновей и примерной женой. Но потом у несчастной случился — как бы сказали современные медики — гормональный сбой, и облик ее все больше становился мужским. Густая борода, залысины, мощные руки — все это явно не прибавляло Вентуре женственности. А когда о бедняжке узнал неаполитанский герцог, то немедленно заказал Хосе де Рибере портрет необычной дамы и ее мужа. Не удивляйтесь, в те времена власть имущие питали слабость к разного рода физическим аномалиям, поэтому шансы прославиться у Магдалены Вентуры и Кончиты Вурст были примерно одинаковые. Оценить портрет можно в Национальном музее Прадо в Мадриде.

Иван Айвазовский «Раздача продовольствия» (1892)

Иван Айвазовский «Раздача продовольствия»
Иван Айвазовский «Раздача продовольствия»

У этого полотна, на котором голодные подданные Российской  империи с радостью встречают обоз с гуманитарной помощью от американских филантропов, есть вечный спутник — еще одна картина Айвазовского на ту же тему «Корабль помощи». Художник написал эти сюжеты в 1890-х годах, когда на некоторые районы России обрушился страшный голод, а США пришли на выручку русскому народу. В России полотна приняли в штыки, обвиняя Айвазовского в отсутствии патриотических настроений и поклонении перед Америкой. Как удивился бы художник сегодня, увидев, как мало изменилась позиция общества в похожих вопросах! Но и тогда искусство оказалось мудрее политики: Айвазовский перевез обе картины за океан в знак дружбы между русскими и американцами. Долгое время «Раздача продовольствия» и «Корабль помощи» украшали Белый дом, но в 2008 году ушли в частную коллекцию.

Люсьен Фрейд «Ее Величество королева Елизавета II» (2001)

Люсьен Фрейд «Ее Величество королева Елизавета II» — справа. Слева — восковая фигура королевы Елизаветы II.
Люсьен Фрейд «Ее Величество королева Елизавета II» — справа. Слева — восковая фигура королевы Елизаветы II.

Художник, который приходился внуком создателю психоанализа Зигмунду Фрейду, и сам был неплохим психологом. Он писал портреты не в угоду моделям, а по своим беспристрастным представлениям. И даже британскую королеву изобразил без грамма заискивания. Перед нами уставшая пожилая женщина с плотно сжатыми губами и жестким взглядом, из королевского в ней — только диадема. Неудивительно, что особо преданные поклонники королевской семьи мечтали посадить Люсьена Фрейда в тюрьму за такое неуважительное отношение к образу монаршей особы. Но сама Елизавета осталась портретом довольна. Сейчас картина хранится в Виндзорском замке в Лондоне.