История успеха: как кроссовки перестали быть спортивной обувью

Продажи обуви на каблуках стремительно падают (за год на 12%), а кроссовок — растут в геометрической прогрессии. Дмитрий Егоров — главный редактор журнала К.Е.Д. и судья рэп-баттлов рассказал, как и при каких обстоятельствах кроссовки перестали считаться спортивной обувью и полюбились на улицах.

Кроссовки уже достаточно давно стали одной из основ уличного стиля. Многие эксперты, да и сами производители спортивной обуви четко разделяют кроссовки для занятий спортом и кроссовки уличного или спортивного стиля. И если с первыми все понятно, то со вторыми не так все и просто. Чаще всего к «спортивному стилю» относятся переиздания архивных моделей или свежие дизайнерские решения, где за основу взяты все те же ретросилуэты. А некоторые просто относят сюда любые кроссовки не из раздела performance.

Контент недоступен

И это не совсем верно. Вернемся на несколько лет назад, к летней Олимпиаде в Лондоне, где впервые были широко представлены беговые кроссовки с технологией flyknit (для верха кроссовок используется сверхлегкая и почти бесшовная ткань, она обеспечивает плотную посадку). Легкие, чрезвычайно удобные и технологичные модели очень быстро стали популярны не только среди спортсменов, но и в среде модников, а появление похожих технологий у многих компаний — производителей спортивной обуви укрепило позиции этой вполне современной беговой обуви среди довольно далеких от спорта людей.

Обратный вариант: специалисты в профессиональной беговой обуви Saucony также выпускают линейку ретромоделей, довольно популярную среди кроссовочных энтузиастов, и одно из постоянных переизданий — беговые Shadow 6000, впервые выпущенные в 90-х годах, можно было найти именно в разделе беговой обуви. Бренд объяснял свое решение не ставить эти кроссовки в раздел лайфстайл, а оставить в спортивном, популярностью модели среди бегунов, которые не хотят переходить на более современную обувь. 

Контент недоступен

Массивные, но очень удобные и долговечные New Balance 990v4, хоть и официально считаются обувью уличного стиля, очень любимы и востребованы бегунами (особенно в США), кстати, этому способствует еще и статус «Сделано в Америке». 

Контент недоступен

Вообще, первые попытки разделить кроссовки на спортивную и повседневную обувь были предприняты еще в далеком 1949-м году, когда компания Keds все свои новые технологичные модели начала выпускать под брендом Pro-Keds, а в рамках Keds остались лишь традиционные модели. Забавный факт: с самого начала создатели бренда хотели назвать свое детище Peds (от латинского Ped — нога), но название уже было запатентовано, и решили остановиться на Keds.

Сейчас в это сложно поверить, но первые модели брендов Pro-Keds и Converse Chuck Taylor были обувью для баскетбола. Баскетбол вообще играет огромную роль в кроссовочной культуре. 

Контент недоступен

Именно популярность стритбола в 80-х привела к тому, что подростки в крупных городах Америки стали отказываться от обычных ботинок в пользу баскетбольных, используя их как повседневную обувь. Здесь сошлись и желание походить на своих кумиров, носивших точно такие же кроссовки, и стремление быть готовым в любой момент зарубиться с приятелями в баскет на площадке во дворе.

Высокая цена хорошей баскетбольной обуви лишь способствовала ее популярности среди далеко не самых богатых слоев населения США — уж если приобрел такие кроссовки, то носи их и в пир, и в мир. А заглавная статья в популярном американском журнале Sports Illustrated, рассказавшая о волне насилия, связанной с грабежами или даже убийствами из-за пары кроссовок, и призванная остановить кроссовочный бум, лишь усилила его.

Контент недоступен

Примечательно, что многие из тех, кто в детстве не мог позволить себе красоваться в новых Reebok Shaq Attaq или Nike Dunk, став старше, решили связать свою жизнь с «кроссами» и начали открывать собственные кроссовочные магазины, в которых были представлены уже чисто уличные модели. Даже если на полки таких бутиков попадала современная беговая, теннисная или баскетбольная обувь, то только потому, что сами хозяева этих сникерсторов, зачастую выступающие и байерами, считали, что она отлично подходит под уличный стиль.

Контент недоступен

Пожалуй, единственной современной спортивной обувью, что никогда не стеснялась называться одновременно и уличной, были кроссовки для скейтбординга. Скейт хоть и стремится к высокому званию олимпийского спорта, всегда был, есть и будет неотъемлемой частью улицы. Практически любая скейт-обувь всегда отлично принималась уличным сообществом, к тому же большинство брендов обуви этого профиля было основано не какими-то корпорациями, а простыми парнями-скейтбордистами.

Контент недоступен
Читайте также
Сумки, кроссовки и еще две неочевидные инвестиции в будущее для настоящей леди
Сумки, кроссовки и еще две неочевидные инвестиции в будущее для настоящей леди
Класть деньги в банк под проценты разумно, но неинтересно. Поэтому мы выбрали четыре способа гарантированно стать немного богаче, а еще научиться разбираться в редких моделях сумок или кроссовок.

Один из таких пареньков, Кен Блок, начал с производства широких маек и джинсов для скейтеров под названием Droors Clothing. Так получилось, что его вкус очень сильно резонировал с тем, что считалось популярным и модным в среде скейтбордистов, и очень скоро из небольшого гаражного предприятия Droors Clothing превратился в серьезную компанию. Кен Блок пошел дальше: он и его друзья решили своими силами создать обувь для скейтбординга, которая бы отвечала всем требованиям спортсменов, благо Кен и сам отлично катался на доске.

Очень быстро основанная им DC Shoes (где DC — сокращение от того же Droors Clothing) становится одной из ведущих компаний по производству обуви для скейтбординга, причем носят ее далеко не только профессионалы, но и простые адепты уличного стиля. Виной всему приятный дизайн обуви, ее удобство и долговечность, статусность в субкультуре и, конечно, яркая и необычная рекламная кампания. Не сказать, что Кен и его друзья специально придумывают какие-то рекламные ходы, они просто делают то, что им нравится: чего стоит только прыжок на скейтборде через Великую китайскую стену одного из ярких членов команды DC Shoes Дэнни Вэя, или регулярные видеозарисовки Кена Блока, дрифтующего на утренних дорогах крупнейших мегаполисов мира, собирающие десятки и сотни миллионов просмотров на YouTube.

О популярности бренда в субкультуре говорит и тот факт, что главный флагман уличной моды Supreme именно с DC Shoes делал одну из первых собственных обувных коллабораций в 1999 году.

Контент недоступен

Добавило популярности бренду и противостояние с гигантом высокой моды Chanel, усмотревшем в логотипе DC элементы плагиата.

Сегодня DC Shoes, вдохновившись своим скейтбордическим наследием разработали модель Meridian, которая наконец примирила уличный и чисто спортивный стиль. В этой обуви объединилось скейт-ДНК со многими современными трендами моды и технологии из спортивного мира — мягкая подошва, дышащий эластичный верх, прекрасная амортизация и легкий вес.

Контент недоступен